Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
14.09.2010
Шекспир сквозь призму «Александринки»

Все в классической пьесе перевернуть с ног на голову, поменять местами мужчину и женщину — режиссерская установка одного из гостей фестиваля «Александринский»

 
Шекспир сквозь призму «Александринки»Вот уже пятый год старейший в России Александринский театр начинает сезон «съездом» крупнейших коллективов мира. Международный театральный фестиваль «Александринский» открылся в Петербурге 14 сентября 2010 г. и продлится до 18 октября.

«Нам бы хотелось, чтобы российский зритель услышал родную и близкую его сердцу мелодию в созвучии других голосов. Ведь своеобразие российской театральной культуры проявляется не в изоляции, а именно в контексте», — убежден Валерий Фокин, художественный руководитель «Александринки» и один из лидеров европейской сцены. Курс своего театра он формулирует так: взаимодействие классики с современностью, даже в ее самых радикальных формах.

«Я думаю, что задача таких крупных национальных театров, как Малый в Москве, как Александринский в Петербурге, заключается в том, чтобы классика шла на этих сценах, — считает режиссер. — Но трудность состоит в том, чтобы, с одной стороны, не стоять перед классикой на коленях, а с другой стороны — сохранить ее суть.

Великий режиссер Георгий Товстоногов в свое время очень точно сказал: «От классики должно быть такое ощущение, как от прочитанной утром свежей газеты». Чтобы вы видели в классических пьесах какие-то сегодняшние проявления, характеры, неожиданные повороты», — сказал Валерий Фокин в интервью «Голосу России».

Все это присутствует в спектакле, открывшем петербургский фестиваль: «Укрощение строптивой» в постановке выдающегося литовского режиссера Оскароса Коршуноваса. Он считает Шекспира одним из самых актуальных драматургов. Постановщику активно помогают актеры Александринского театра: в их импровизациях рождаются неожиданные нюансы.

Неизменна только режиссерская установка — все в классической пьесе перевернуть с ног на голову, поменять местами мужчину и женщину, превратить человека в куклу. А еще — поместить действие между инсталляциями из бюстов Пушкина, Сократа и Чайковского. Но не ради эпатажа: Коршуновас стремится к философскому осмыслению самого понятия театральности.

Суть пьесы не в том, как мужчина завоевывает женщину. Суть ее в следующем: во-первых, это мысль Шекспира о театральности, о том, что театр, фантазия преображают мир. А во-вторых, в том, что любовь — это тоже игра. Пока продолжается игра — продолжается любовь.

А вот другая «любовная история». Уцелевший во время Второй мировой войны еврей мечется между тремя женщинами: его нынешней супругой — польской крестьянкой, которая прятала его от фашистов, любовницей и появившейся из небытия первой женой, считавшейся погибшей.

Таков сюжет спектакля «Враги. История любви» Евгения Арье. Выходец из СССР, он основал в Израиле театр «Гешер» — единственную в мире труппу, где один и тот же состав актеров играет на двух языках: русском и иврите.

«Мне крайне лестно, — сказал Валерий Фокин, — приветствовать на нашей сцене и корифея польской режиссуры Ежи Яроцкого. Он представит в Петербурге спектакль национального театра «Народовы» «Танго». А еще Петербург и Париж обменяются двумя «Женитьбами»: на фестивале александринцы принимают «Женитьбу Фигаро» Бомарше, а на сцене «Театра де Виль» они покажут «Женитьбу» Гоголя.
 
Елена Андрусенко
 
Фото: РИА Новости
 
Источник: Голос России

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.