Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
16.09.2010
Синтез искусств на «Ярмарке идей»

Зрители Всемирного фестиваля в Санкт-Петербурге увидят все грани циркового искусства: от китайского авангарда до европейской классики

 
Александр Калмыков

Александр Калмыков.
Фото: РИА Новости

Авангардный цирк... Словосочетание весьма актуальное для открывшегося в Санкт-Петербурге 1-го Всемирного фестиваля цирковой режиссуры «Ярмарка идей». Он пройдет в северной столице с 16 по 21 сентября 2010 г. с участием цирковых ансамблей из России, США, Канады, Франции, Германии, Аргентины и Китая.

От китайского авангарда до классики старинных европейских цирковых школ смогут увидеть зрители нового смотра, заявленного организаторами как фестиваль личностей и художников.

«Одна из его задач, — считает соинициатор «Ярмарки идей», глава «Росгосцирка» Александр Калмыков, — показать публике, насколько цирк серьезное и глубокое искусство. И, как и всякое искусство, оно нуждается в обновлении, в рождении новых форм. Никто не спорит, классический цирк нужно сохранять как “музейную ценность”, но в цирковое искусство должна вливаться новая волна», — убежден Александр Калмыков.

Профессия циркового режиссера особая. Он должен быть и хореографом, и театральным режиссером, и пластическим, и, конечно, должен знать историю мировой культуры. Именно поэтому оценить свежесть идей пригласили сторонних наблюдателей.

Так, в жюри вошли оперная певица Ирина Богачева, писатель Даниил Гранин, певец Эдуард Хиль, режиссер Борис Эйфман, художник и скульптор Михаил Шемякин. При таком составе любопытно как мнение каждого, так и суммарный взгляд, ведь цирк — это синтез искусств.

Пример такого синтеза — новая постановка знаменитой дрессировщицы Таисии Корниловой, ныне выступающей в качестве генерального продюсера и постановщика спектакля. Так совпало, что премьера ее программы «Тайна слонов-великанов», по мотивам произведения Шекспира «Сон в летнюю ночь», тоже состоится сегодня, но на черноморском побережье, в городе-курорте Сочи.

Шекспир и слоны, может, и не авангард, но тоже весьма любопытное сочетание. О том, как родилась такая идея, «Голосу России» рассказала ее автор Таисия Корнилова:

«На первый взгляд вроде бы бред — Шекспир и слоны. Но я очень люблю Шекспира и много раз перечитывала мое любимое произведение “Сон в летнюю ночь”. Там есть такой персонаж — мальчик, который был похищен у индийского султана. Помните, Титания его балует, а Оберон, ревнивец, хочет забрать к себе. И тайну разгадать.

Я подумала, что этот мальчик мог бы быть принцем, наследником султана. Для его увеселения похитители могли прихватить и слонов — как игрушки. А у слонов есть тайна, недаром с давних времен на комоды ставят семь слоников, которые приносят счастье. А счастье, как известно, у людей ассоциируется с любовью. Вот именно эту тайну они и хранят».

Те, кто видел спектакль, называют Таисию Корнилову волшебницей, а спектакль — потрясающей феерией, отмечая и постановку в целом, и оригинальность вставных номеров. Таисия Корнилова с удовольствием разделяет успех со своими молодыми коллегами.

«Я не делаю все “от и до” сама, у меня большая творческая группа, — рассказала она. — Композитор Анна Соловьева написала прекрасную музыку и песни, танцевальные номера поставил выпускник “Фабрики звезд” Мигель, на нашем проекте он выступил как балетмейстер-хореограф. И режиссеров было много, но главным стал Александр Червоткин, который живет сейчас в США.

Естественно, я, как генеральный продюсер, как шеф-повар, все по-хозяйски проверяла, кое-что меняла, но прогрессивные мысли молодых получили свое воплощение. Считаю, что необходимо давать дорогу молодым. У них столько потрясающих идей!»

«Тайна слонов-великанов», скорее, не представление, а мюзикл: артисты в нем поют, а дрессировщики в образах Оберона и Титании ведут диалоги на шекспировском языке.

Вместе с тем, зрители испытывают ни с чем не сравнимый восторг, когда на арену одновременно выходят четыре слона! Пантеры, леопарды и пумы выступают без клеток. Лошади, борзые собаки, медведи... А вот обезьян, хоть история и с индийскими мотивами, нет: «Они слишком смешные для такого серьезного спектакля», — поясняет постановщица.

У спектакля уже есть гастрольные предложения из Франции и Японии. Ничего удивительного, ведь за последние 80 лет такого синтеза искусств в цирковом спектакле в мире не было. Именно на поиски жанровых и стилевых новаций и направлен фестиваль цирковой режиссуры «Ярмарка идей».
 
 
Источник: Голос России

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.