Новости
27.09.2010
Et Cetera открыл новый сезон завещанием Шекспира
В Et Cetera ни одного свободного места: еще бы — пьесу «Буря» ставит один из главных мировых специалистов по Шекспиру — грузинский режиссер Роберт Стуруа, чью версию «Гамлета» 18 лет назад в самой Великобритании признали одной из лучших за полвека.
Этот спектакль в театре Александра Калягина должны были показать еще в мае. Но работа над ним затянулась — заняла более семи месяцев. И вот, наконец, премьера. Новый — 18-й по счету — сезон открывается шекспировской «Бурей».
После российско-грузинского конфликта Стуруа даже приезжать в Москву не хотел. Почему передумал — отвечает самим спектаклем «Буря», пьесой о том, как желание мести превращается в акт прощения.
«Там четче в пьесе показано — кто носитель зла, кто — добра. В жизни это труднее определить, — рассуждает народный артист СССР, режиссер Роберт Стуруа. — Я не думал об этом, честно. Конечно, трудно было это все перенести. Но художники из всего что-то создают».
На сцене — никаких декораций. Зачем они, если герой — волшебник. По взмаху руки Просперо (в его роли Александр Калягин) уютная комната то воспаряет к облакам, то становится островом посреди бушующих волн. На этом острове он — некогда герцог Милана, свергнутый родным братом, томится уже 12 лет. С ним — дочь и духи, которыми он повелевает. Маг вызывает бурю, чтобы обидчики попали в его владения.
На протяжении всей пьесы Просперо готовит акт возмездия, но в последнюю минуту отказывается от него: нет смысла казнить нераскаявшихся грешников. «Это ведь проблема — как бороться со злом, — отмечает Роберт Стуруа. — У Шекспира Гамлет долго сомневается — убить или не убить. Ведь если убьешь, сам становишься убийцей, и, значит, ты уже не добрый человек. Так что эта проблема существует и будет существовать всегда: уничтожать зло и самому становиться носителем зла или прощать». «Буря» — последняя пьеса Шекспира, его завещание. Финальную сцену, где Просперо отрекается от колдовства и уходит на покой, принято считать прощанием драматурга с миром театра. А для Роберта Стуруа это — еще одна возможность повторить свое кредо: «Искусство не может исправить мир. Оно просто может напомнить человеку, что такое зло, и что такое добро».
Этот спектакль в театре Александра Калягина должны были показать еще в мае. Но работа над ним затянулась — заняла более семи месяцев. И вот, наконец, премьера. Новый — 18-й по счету — сезон открывается шекспировской «Бурей».
После российско-грузинского конфликта Стуруа даже приезжать в Москву не хотел. Почему передумал — отвечает самим спектаклем «Буря», пьесой о том, как желание мести превращается в акт прощения.
«Там четче в пьесе показано — кто носитель зла, кто — добра. В жизни это труднее определить, — рассуждает народный артист СССР, режиссер Роберт Стуруа. — Я не думал об этом, честно. Конечно, трудно было это все перенести. Но художники из всего что-то создают».
На сцене — никаких декораций. Зачем они, если герой — волшебник. По взмаху руки Просперо (в его роли Александр Калягин) уютная комната то воспаряет к облакам, то становится островом посреди бушующих волн. На этом острове он — некогда герцог Милана, свергнутый родным братом, томится уже 12 лет. С ним — дочь и духи, которыми он повелевает. Маг вызывает бурю, чтобы обидчики попали в его владения.
На протяжении всей пьесы Просперо готовит акт возмездия, но в последнюю минуту отказывается от него: нет смысла казнить нераскаявшихся грешников. «Это ведь проблема — как бороться со злом, — отмечает Роберт Стуруа. — У Шекспира Гамлет долго сомневается — убить или не убить. Ведь если убьешь, сам становишься убийцей, и, значит, ты уже не добрый человек. Так что эта проблема существует и будет существовать всегда: уничтожать зло и самому становиться носителем зла или прощать». «Буря» — последняя пьеса Шекспира, его завещание. Финальную сцену, где Просперо отрекается от колдовства и уходит на покой, принято считать прощанием драматурга с миром театра. А для Роберта Стуруа это — еще одна возможность повторить свое кредо: «Искусство не может исправить мир. Оно просто может напомнить человеку, что такое зло, и что такое добро».