Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
25.10.2010
Один Арлекин и три Гамлета

Театральный фестиваль в Тбилиси

 
Спектакль БДТ имени Г. Товстоногова «Копенгаген» М. Фрейна, показанный в рамках II Тбилисского международного театрального фестиваля на сцене русского театра имени А. С. Грибоедова, собрал огромное число зрителей. Публика получила редкую возможность вновь насладиться русским психологическим театром, тончайшей игрой Олега Басилашвили, Марии Лавровой и Валерия Дегтяря, филигранной режиссурой Темура Чхеидзе.

Не случайно он привез в Тбилиси именно «Копенгаген» — Чхеидзе имел возможность отсмотреть видеозаписи спектаклей других участников фестиваля задолго до его открытия и решил, что именно эта строгая, аскетичная постановка, совершенно не похожая на все, что предстояло увидеть тбилисскому зрителю, должна быть представлена на его суд. И оказался прав: на обсуждении итогов фестиваля в Доме актера имени А. Хорава критики, режиссеры отмечали, что «Копенгаген» — возвращение к самой сути театра. «Наш зритель стосковался по серьезной проблематике, высоким человеческим идеалам, — отметил драматург Гурам Батиашвили. — В грузинском театре сегодня ощущается кризис идей, все стало слишком облегченным!» Интересно, что спектакль БДТ восторженно приняли и студенты Тбилисского университета театра и кино имени Ш. Руставели — как настоящую театральную школу. Довольно сложная пьеса, изобилующая физическими терминами, построенная на длинных диалогах, была разыграна на одном дыхании, как по нотам. «Талантливый человек самое сложное делает простым и понятным!» — считает актер Рамаз Иоселиани, высоко оценивший работу российских коллег.

Еще одним фаворитом фестиваля (и еще одной школой — причем, полной противоположностью «Копенгагену») был искрометный «Арлекин, слуга двух господ» Джорджо Стрелера. Зал театра имени К. Марджанишвили, где проходили спектакли Пикколо Ди Милано, едва не рухнул от количества зрителей, аплодисментов и хохота. Кому-то повезло, другие остались не солоно хлебавши, так и не оценив виртуозную игру актеров комедии дел арте, в первую очередь — нестареющего Ферруччо Солери. Для будущих актеров и режиссеров, по их собственному признанию, «Арлекин» стал учебным пособием. Впрочем, карнавальная стихия этого спектакля в принципе близка грузинской театральной эстетике…

Организаторы фестиваля, стремившиеся показать спектакли самых разных жанров и стилей, предложили зрителям сразу двух литовских «Гамлетов» — Оскараса Коршуноваса и Эймунтаса Някрошюса. Была возможность сравнить две версии…

Первый — спектакль не столько о самом «Гамлете», сколько об актерах, разыгрывающих трагедию Шекспира. Сценография представляет собой гримерную — зеркала, зеркала… Пристально вглядываясь в свои отражения, актеры, перевоплотившиеся в героев «Гамлета», словно вновь постигают самих себя.

На полную катушку, как всегда, жестко, с изощренными метафорами и символами, раскручивает шекспировский сюжет Э. Някрошюс. Кстати, спектакль, поставленный в 1997 г., давно не играли — он был восстановлен специально для тбилисского фестиваля.

…До сих пор перед глазами подвешенный над сценой странный металлический круг с неровными краями — через него в спектакле осуществляется связь Земля-Небо. Круг ассоциируется в моем сознании с погасшим светилом. Оно не греет — напротив, от этого холодного металла рождается ощущение страшной угрозы, гибели, конца света — какая-то черная дыра. Струится водяной столб… В спектакле вообще властвует вода (квинтэссенция всего сущего!) — особенно в виде льда. Его осколками буквально обжигает оголенные ступни Гамлета Призрак.

На фестивале заявил о себе еще один принц Датский, то бишь, грузинский — в моноспектакле Театра пальцев «Мой Гамлет» с участием актрисы Кети Цхакая. Эта работа будет показана на Эдинбургском фестивале.

Восток представил на фестивале необычную и очень красивую версию «Шахнаме» Фирдоуси — спектакль иранского кукольного театра «Аран» «Ростам и Зохраб». По прихоти режиссера, сценографа и художника по куклам Бехруза Карибпура, марионетки выступили в качестве оперных певцов — в их «исполнении» прозвучала одноименная опера Лориса Чекноваряна. Синтез кукольного театра и оперы показался неожиданным и любопытным опытом, хоть и не новым. Как и соединение пластики — хореографии модерн и элементов акробатики, музыки, слова, цвета и света в спектакле танцевальной компании «Кибуц» — «В темном саду». Последние несколько лет художественным руководителем и главным режиссером компании является Рами Беер, учившийся искусству танца у Эдит Арнон и совместно с ней создавший более 40 спектаклей.

«В темном саду» — выразительное зрелище, создающее эффект медитации. Полуфантастические образы — существа, которыми населен темный сад, атмосфера тревоги, страха, словно разлитые повсюду, голос, повторяющий один и тот же текст, создают атмосферу сна-яви. Спектакль сталь откровением для большинства театралов Грузии, не слишком-то искушенных в искусстве современного танца. Поразила невероятная техническая оснащенность израильской труппы.

Пример эксперимента на фестивале — спектакль «Отель Матусала» компании “Imitating the Dog”, Великобритания, соединяющий видеоряд в стиле французского нуар и послевоенного британского кино с живыми актерами. В результате родился своеобразный визуальный театр…

Всего в международной программе приняли участие одиннадцать стран. В рамках фестиваля проходил также шоу-кейс — была представлена грузинская программа, которую отсмотрели театральные продюсеры, организаторы фестивалей из разных стран. Результат прошлогоднего шоу-кейса налицо: международный успех спектакля «Макбет» в постановке Давида Доиашвили. «Макбет» стал участником нескольких театральных фестивалей, и повсюду выступления грузинских артистов сопровождал триумф.

— Фестиваль — незаурядное событие для нашего города. Он создает новый имидж, новое будущее нашей столицы, — говорит директор фестиваля Екатерина Мазмишвили. — В нынешнем году мы расширили рамки фестиваля — в нем принимают участие и региональные театры. Хочу вспомнить о том, как все начиналось. Мэр города Гиги Угулава в непростые послевоенные времена предложил провести фестиваль — по его мнению, это событие сделает наш город знаменитым, привлекательным для туристов, востребованным. Кстати, Эдинбургский фестиваль тоже прошел долгую и трудную дорогу, а сегодня это — один из первых фестивалей в мире. Сейчас в Эдинбурге играют по две тысячи спектаклей! Кто бы знал об этом городе, если бы не фестиваль? Представляете, сколько людей туда приезжает, чтобы увидеть это театральное многоцветье? Думаю, мы будем много работать для того, чтобы Тбилисский фестиваль стал таким же знаменитым, как Эдинбургский. Почему бы и нет? В настоящее время часто организуются новые фестивали, которые очень быстро становятся известными. Им оказывается большая поддержка, и потому у таких фестивалей и городов большое будущее. Если бы не культурные события, я бы не знала многие города или знала бы их только с точки зрения развития индустрии или архитектуры, но не в культурном контексте. К примеру, в Шанхае, Сеуле проходят театральные фестивали. И, конечно, в этом случае интерес к этим странам, городам становится все больше. Было время, когда в Грузии не было ничего — света, дорог, закона, зарплат… И единственное, что внушало оптимизм и давало шанс увидеть наше будущее, — это искусство, культура. Сегодня появились грузинские коммерческие компании, хорошие гостиницы, дороги, технически оснащенные театры, возникло много новых возможностей для творчества. Культура должна воспользоваться этим шансом и повести страну вперед.
 
Инна Безирганова, Тбилиси

Источник: Независимая газета

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.