Новости
28.10.2010
Леди Макбет Воронежской губернии
В Воронежском театре оперы и балета — премьера. Балет Кирилла Молчанова «Макбет» поставил народный артист СССР Владимир Васильев. Зрители стоя приветствовали создателей спектакля. И этот прием лишний раз доказывает, сколь действенной может быть хорошо рассказанная балетная история.
Как танцовщик Васильев вырос на балетах Юрия Григоровича. Пропустил через себя почти все его спектакли. В главном из них — «Спартаке» — создал образ мятущегося борца, приблизиться к которому молодые не могут до сих пор. Став хореографом, усвоил законы григоровической хореодрамы с ее напряженной, крепко спаянной с музыкой интригой. Но совсем по-другому продумал акценты. В балетах Григоровича главный герой — мужчина, а главные темы — мужская дружба, мужское предательство и мужское соперничество. Васильева-постановщика в первую очередь интересует женская судьба. И действует он по завету Джорджа Баланчина: Бог творит, женщина вдохновляет, мужчина делает. Лучшие его балеты поставлены для замечательных балерин. «Анюту», «Золушку», «Эти чарующие звуки» хореограф делал для жены — Екатерины Максимовой. «Макбет» — для Нины Тимофеевой, самой яркой, после Плисецкой, трагической актрисы Большого балета. Сам он тогда, в 1980 г., исполнил роль Макбета. Затем спектакль ставили в Германии, Венгрии, Италии. И вот, в год своего 30-летнего юбилея, он вернулся в Россию.
Возвращение состоялось, когда традиции хореодрамы в русских театрах оказались практически утерянными. Артисты не только забыли, что такое страсть на сцене, но даже разучились ее имитировать. Воронежцам повезло — основы актерского мастерства им преподал досконально владеющий жанром Васильев. Возможно, он и после премьеры будет курировать спектакль. В этом случае есть надежда, что со временем молодые исполнители (на премьере Макбета танцевал Иван Алексеев, его антагониста Банко — Ярослав Синицын, леди Макбет — Анастасия Русинова) доберут в драматических и танцевальных кондициях. Тем не менее при всех артистических недочетах воронежского «Макбета» можно считать удачей.
Спектакль ладно скроен и крепко, с соблюдением канонов балетной драматургии, сшит. В нем имеется все, что необходимо большому балету, — монологи и дуэты, лирические хороводы и церемонные придворные танцы, брутальные сцены и отлично сделанный рыцарский турнир. В лаконичной сценографии, созданной Васильевым совместно с Виктором Вольским, и костюмах Марии Вольской преобладают неброские темно-красно-коричневые тона. Но при внешнем аскетизме картинки «Макбет» насыщен внутренней энергией.
Тон задает музыка Кирилла Молчанова, эмоционально и точно поданная оркестром под управлением Юрия Анисичкина. Композитор считал себя оперным автором. Но, пожалуй, именно «Макбет» с его мелодическим раздольем и ритмическим драйвом достоин называться театральным свершением. Впрочем, и у Васильева «Макбет», вероятно, лучший спектакль. Дар изобретательного рассказчика, которым щедро наделила его природа, проявился здесь в полной мере.
Сюжет развивается стремительно и не совсем по Шекспиру. Там в центре событий Макбет. Он одержим жаждой власти и вероломно устраняет соперников. Его несчастная супруга в минуту слабости вложила в руку мужа кинжал и поплатилась за это безумием и смертью. У Васильева главное действующее лицо — леди Макбет, а ее муж — храбрый воин, но слабый человек. В начальной сцене живописные ведьмы поднимают над его головой корону и сулят скорое возвеличивание. Но если бы не жена, долго и сладострастно танцующая с кинжалом и, как крестом, осеняющая им мужа, этот Макбет никогда бы не решился ни на первое, ни на последующие убийства. И в финале, вопреки Шекспиру, леди Макбет не умирает. Скатив с трона тело мертвого мужа, она вглядывается в зрительный зал, будто высматривая претендента на освободившееся место. Ему тоже уготована страшная судьба. Сама же она бессмертна, как бессмертно зло.
Васильев, однако, оптимист. Оставив воронежцам на память трагедию, он убыл в Красноярск, где поставит «Красный мак» Рейнгольда Глиэра — советскую мелодраму, воспевающую любовь и верность. Премьера назначена на 23 ноября.
Как танцовщик Васильев вырос на балетах Юрия Григоровича. Пропустил через себя почти все его спектакли. В главном из них — «Спартаке» — создал образ мятущегося борца, приблизиться к которому молодые не могут до сих пор. Став хореографом, усвоил законы григоровической хореодрамы с ее напряженной, крепко спаянной с музыкой интригой. Но совсем по-другому продумал акценты. В балетах Григоровича главный герой — мужчина, а главные темы — мужская дружба, мужское предательство и мужское соперничество. Васильева-постановщика в первую очередь интересует женская судьба. И действует он по завету Джорджа Баланчина: Бог творит, женщина вдохновляет, мужчина делает. Лучшие его балеты поставлены для замечательных балерин. «Анюту», «Золушку», «Эти чарующие звуки» хореограф делал для жены — Екатерины Максимовой. «Макбет» — для Нины Тимофеевой, самой яркой, после Плисецкой, трагической актрисы Большого балета. Сам он тогда, в 1980 г., исполнил роль Макбета. Затем спектакль ставили в Германии, Венгрии, Италии. И вот, в год своего 30-летнего юбилея, он вернулся в Россию.
Возвращение состоялось, когда традиции хореодрамы в русских театрах оказались практически утерянными. Артисты не только забыли, что такое страсть на сцене, но даже разучились ее имитировать. Воронежцам повезло — основы актерского мастерства им преподал досконально владеющий жанром Васильев. Возможно, он и после премьеры будет курировать спектакль. В этом случае есть надежда, что со временем молодые исполнители (на премьере Макбета танцевал Иван Алексеев, его антагониста Банко — Ярослав Синицын, леди Макбет — Анастасия Русинова) доберут в драматических и танцевальных кондициях. Тем не менее при всех артистических недочетах воронежского «Макбета» можно считать удачей.
Спектакль ладно скроен и крепко, с соблюдением канонов балетной драматургии, сшит. В нем имеется все, что необходимо большому балету, — монологи и дуэты, лирические хороводы и церемонные придворные танцы, брутальные сцены и отлично сделанный рыцарский турнир. В лаконичной сценографии, созданной Васильевым совместно с Виктором Вольским, и костюмах Марии Вольской преобладают неброские темно-красно-коричневые тона. Но при внешнем аскетизме картинки «Макбет» насыщен внутренней энергией.
Тон задает музыка Кирилла Молчанова, эмоционально и точно поданная оркестром под управлением Юрия Анисичкина. Композитор считал себя оперным автором. Но, пожалуй, именно «Макбет» с его мелодическим раздольем и ритмическим драйвом достоин называться театральным свершением. Впрочем, и у Васильева «Макбет», вероятно, лучший спектакль. Дар изобретательного рассказчика, которым щедро наделила его природа, проявился здесь в полной мере.
Сюжет развивается стремительно и не совсем по Шекспиру. Там в центре событий Макбет. Он одержим жаждой власти и вероломно устраняет соперников. Его несчастная супруга в минуту слабости вложила в руку мужа кинжал и поплатилась за это безумием и смертью. У Васильева главное действующее лицо — леди Макбет, а ее муж — храбрый воин, но слабый человек. В начальной сцене живописные ведьмы поднимают над его головой корону и сулят скорое возвеличивание. Но если бы не жена, долго и сладострастно танцующая с кинжалом и, как крестом, осеняющая им мужа, этот Макбет никогда бы не решился ни на первое, ни на последующие убийства. И в финале, вопреки Шекспиру, леди Макбет не умирает. Скатив с трона тело мертвого мужа, она вглядывается в зрительный зал, будто высматривая претендента на освободившееся место. Ему тоже уготована страшная судьба. Сама же она бессмертна, как бессмертно зло.
Васильев, однако, оптимист. Оставив воронежцам на память трагедию, он убыл в Красноярск, где поставит «Красный мак» Рейнгольда Глиэра — советскую мелодраму, воспевающую любовь и верность. Премьера назначена на 23 ноября.