Новости
28.10.2010
В городе К. революция. Театральная
Возможны ли перемены в маленьком провинциальном театре, где жизнь, казалось бы, давным-давно замерла и расшевелить этот сонный уклад никому не под силу? Канский драмтеатр уверенно доказывает, что провинциальность — понятие отнюдь не географическое. И что главное и первоочередное условие перемен — их сильное желание.
Штурмовой прорыв
Еще пару лет назад этот театр был одним из аутсайдеров на театральной карте края. На постановки приглашал лишь малоизвестных красноярских режиссеров (на чьи гонорары ему только и хватало средств). Результаты такого сотрудничества, как правило, не вызывали ни особого интереса, ни острой критики — спектакли, которые канский театр долгое время привозил на краевые фестивали, получались настолько невыразительными, что спорить о них было просто неинтересно. А это, как известно, для театра страшнее, чем самый громкий провал.
Все это прекрасно понимал Владимир Мясников, согласившись два года назад стать директором этого театра. И сделал ставку на громкий старт, заявив в репертуарный план ни больше ни меньше чем «Отелло» Шекспира. Абсолютно не задумываясь в тот момент, есть ли у него исполнители для столь серьезной постановки. Энергичному директору удалось увлечь своей идеей молодого питерского режиссера Романа Ильина. В краевом министерстве культуры, поколебавшись, спектакль поддержали финансово. Хотя в успех проекта мало кто верил — мол, кому в Канске нужен «Отелло»?! Был ли это снобизм мегаполиса или устоявшийся стереотип, что сложным материалом публику в театр нынче не заманишь, — теперь уже не важно. Результат превзошел все ожидания: на всех показах «Отелло» в театре аншлаги, и похоже, что у него серьезные шансы поехать весной в Москву на национальный театральный фестиваль «Золотая маска». Неплохо для театра, о котором еще совсем недавно за пределами Красноярского края никто не слышал.
Новые акценты
Роль Отелло в спектакле Ильина играет сам Мясников (актер по образованию). На роль Яго режиссер пригласил красноярского артиста Андрея Пашнина. И с выбором ключевых фигур не ошибся. Собственно, именно взаимоотношения этой пары — стержень постановки, а Яго в трактовке Ильина неожиданно вообще вышел на первый план. До такой степени, что спектакль было бы справедливо назвать его именем. Да, интриганство Яго — главный двигатель и в самой пьесе Шекспира, именно из-за его навета случилась вся история. Но у Романа Ильина этот герой представлен еще четче, еще острее. В исполнении Пашнина он не обиженная сошка, которая мстит лишь потому, что ее обошли со званием лейтенанта. Здесь он — кукловод, умелый и ловкий манипулятор, который сталкивает людей лбами из любви к своему подлому искусству. И с любопытством исследователя наблюдает, как они попадаются в простейшие ловушки. Ничего нового — Яго играет на самых примитивных страстях. Но как играет! Во время просмотра невольно вспомнилась строчка из песенки Остапа Бендера в фильме «12 стульев»: «Разбор грехов моих оставьте до поры, вы оцените красоту игры!»
Любовная линия Отелло и Дездемоны (Татьяна Мамичева) не столь убедительна, актриса заметно уступает своему партнеру. Но 13 ноября канская драма покажет этот спектакль в краевом центре, и Дездемону в нем сыграет одна из самых интересных и глубоких актрис Красноярского театра им. Пушкина Екатерина Соколова. И что-то мне подсказывает, что это будет совсем другой спектакль...
На подлинных историях
К открытию нового творческого сезона театр представил еще две премьеры — сказку «Мэри Поппинс» (также в постановке Ильина) и «Житель города К.» (режиссер Геннадий Тростянецкий). Первая уже получила приглашение на Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», который пройдет весной в Санкт-Петербурге. Перспективы второго представляются еще более интересными.
Во-первых, уже то, что за него взялся известный питерский режиссер и педагог Тростянецкий (кстати, учитель Романа Ильина), кажется чем-то фантастическим. Его в Красноярске не могут уговорить на постановку, а он согласился ставить в маленьком Канске! Собственно, ему и принадлежит идея этого необычного спектакля, который построен на подлинных историях канских жителей. Причем многие из них артисты рассказывают со сцены от своего имени, и выглядит это абсолютно естественно. Спектакль пока что неравномерный: если первый акт в нем выстроен почти идеально и местами вызывает шквал эмоций, то второй откровенно провисает — и по динамике, и по содержанию. Рождался он этюдным методом, из бесчисленного множества историй в эту коллективную работу вошла лишь малая часть. И местами отчетливо видно, как не хочется режиссеру расставаться с чем-то зацепившей его историей, хотя она и выпадает из общей канвы.
Есть и еще одна проблема — временная. Львиная доля сюжетных линий — воспоминания героев о прошлом. Что, может быть, близко и понятно старшему поколению зрителей. Но абсолютно необъяснимо для молодежи. Как, например, история о праведном пионере, который случайно узнает, что его мать покупает ворованную дефицитную ткань. И устраивает разгон сначала ей, а потом своей однокласснице, чья мама и принесла с фабрики злосчастные отрезы. Кто такие пионеры, почему обыкновенная ткань местного производства — большой дефицит? Попробуй объясни это юному поколению! Но вопросы эти возникают и требуют ясности.
И все же, несмотря на все спорные моменты в спектакле, сама возможность поработать с таким наставником, как Тростянецкий, — большая удача для артистов, к тому же доселе не избалованных качественной режиссурой. И огромный опыт. В ноябре Геннадий Рафаилович вновь приедет в Канск на вторую режиссерскую лабораторию, а заодно и свой спектакль дошлифует. И думается, настоящий резонанс от его «Жителя города К.» еще впереди.
Штурмовой прорыв
Еще пару лет назад этот театр был одним из аутсайдеров на театральной карте края. На постановки приглашал лишь малоизвестных красноярских режиссеров (на чьи гонорары ему только и хватало средств). Результаты такого сотрудничества, как правило, не вызывали ни особого интереса, ни острой критики — спектакли, которые канский театр долгое время привозил на краевые фестивали, получались настолько невыразительными, что спорить о них было просто неинтересно. А это, как известно, для театра страшнее, чем самый громкий провал.
Все это прекрасно понимал Владимир Мясников, согласившись два года назад стать директором этого театра. И сделал ставку на громкий старт, заявив в репертуарный план ни больше ни меньше чем «Отелло» Шекспира. Абсолютно не задумываясь в тот момент, есть ли у него исполнители для столь серьезной постановки. Энергичному директору удалось увлечь своей идеей молодого питерского режиссера Романа Ильина. В краевом министерстве культуры, поколебавшись, спектакль поддержали финансово. Хотя в успех проекта мало кто верил — мол, кому в Канске нужен «Отелло»?! Был ли это снобизм мегаполиса или устоявшийся стереотип, что сложным материалом публику в театр нынче не заманишь, — теперь уже не важно. Результат превзошел все ожидания: на всех показах «Отелло» в театре аншлаги, и похоже, что у него серьезные шансы поехать весной в Москву на национальный театральный фестиваль «Золотая маска». Неплохо для театра, о котором еще совсем недавно за пределами Красноярского края никто не слышал.
Новые акценты
Роль Отелло в спектакле Ильина играет сам Мясников (актер по образованию). На роль Яго режиссер пригласил красноярского артиста Андрея Пашнина. И с выбором ключевых фигур не ошибся. Собственно, именно взаимоотношения этой пары — стержень постановки, а Яго в трактовке Ильина неожиданно вообще вышел на первый план. До такой степени, что спектакль было бы справедливо назвать его именем. Да, интриганство Яго — главный двигатель и в самой пьесе Шекспира, именно из-за его навета случилась вся история. Но у Романа Ильина этот герой представлен еще четче, еще острее. В исполнении Пашнина он не обиженная сошка, которая мстит лишь потому, что ее обошли со званием лейтенанта. Здесь он — кукловод, умелый и ловкий манипулятор, который сталкивает людей лбами из любви к своему подлому искусству. И с любопытством исследователя наблюдает, как они попадаются в простейшие ловушки. Ничего нового — Яго играет на самых примитивных страстях. Но как играет! Во время просмотра невольно вспомнилась строчка из песенки Остапа Бендера в фильме «12 стульев»: «Разбор грехов моих оставьте до поры, вы оцените красоту игры!»
Любовная линия Отелло и Дездемоны (Татьяна Мамичева) не столь убедительна, актриса заметно уступает своему партнеру. Но 13 ноября канская драма покажет этот спектакль в краевом центре, и Дездемону в нем сыграет одна из самых интересных и глубоких актрис Красноярского театра им. Пушкина Екатерина Соколова. И что-то мне подсказывает, что это будет совсем другой спектакль...
На подлинных историях
К открытию нового творческого сезона театр представил еще две премьеры — сказку «Мэри Поппинс» (также в постановке Ильина) и «Житель города К.» (режиссер Геннадий Тростянецкий). Первая уже получила приглашение на Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», который пройдет весной в Санкт-Петербурге. Перспективы второго представляются еще более интересными.
Во-первых, уже то, что за него взялся известный питерский режиссер и педагог Тростянецкий (кстати, учитель Романа Ильина), кажется чем-то фантастическим. Его в Красноярске не могут уговорить на постановку, а он согласился ставить в маленьком Канске! Собственно, ему и принадлежит идея этого необычного спектакля, который построен на подлинных историях канских жителей. Причем многие из них артисты рассказывают со сцены от своего имени, и выглядит это абсолютно естественно. Спектакль пока что неравномерный: если первый акт в нем выстроен почти идеально и местами вызывает шквал эмоций, то второй откровенно провисает — и по динамике, и по содержанию. Рождался он этюдным методом, из бесчисленного множества историй в эту коллективную работу вошла лишь малая часть. И местами отчетливо видно, как не хочется режиссеру расставаться с чем-то зацепившей его историей, хотя она и выпадает из общей канвы.
Есть и еще одна проблема — временная. Львиная доля сюжетных линий — воспоминания героев о прошлом. Что, может быть, близко и понятно старшему поколению зрителей. Но абсолютно необъяснимо для молодежи. Как, например, история о праведном пионере, который случайно узнает, что его мать покупает ворованную дефицитную ткань. И устраивает разгон сначала ей, а потом своей однокласснице, чья мама и принесла с фабрики злосчастные отрезы. Кто такие пионеры, почему обыкновенная ткань местного производства — большой дефицит? Попробуй объясни это юному поколению! Но вопросы эти возникают и требуют ясности.
И все же, несмотря на все спорные моменты в спектакле, сама возможность поработать с таким наставником, как Тростянецкий, — большая удача для артистов, к тому же доселе не избалованных качественной режиссурой. И огромный опыт. В ноябре Геннадий Рафаилович вновь приедет в Канск на вторую режиссерскую лабораторию, а заодно и свой спектакль дошлифует. И думается, настоящий резонанс от его «Жителя города К.» еще впереди.
Елена Коновалова
Фото из архива Канского драмтеатра,
«Вечерний Красноярск» № 42 (283)
Источник: Newslab.ru
Фото из архива Канского драмтеатра,
«Вечерний Красноярск» № 42 (283)
Источник: Newslab.ru