Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
09.11.2010
Обольщение властью

Билет на балет


Воронежский театр оперы и балета осуществил постановку балета «Макбет» по В. Шекспиру на музыку Кирилла Молчанова. Это третий спектакль, поставленный в нашем городе выдающимся танцовщиком и балетмейстером, Народным артистом СССР Владимиром Васильевым. Он же выступил и в роли художника и сценографа.
 
балет «Макбет» по В. Шекспиру
Фото Александра Самородова
 
Хореографическое решение «Макбета» восходит к драмбалету — направлению, сложившемуся в советское время в 30-е гг. прошлого столетия, для которого характерны не столько эффектные партии для первых солистов, сколько создание сложных драматических образов, чья танцевальная структура подчинена задаче выявления смыслового содержания спектакля.

Владимир Васильев замечает: «Моё поколение воспитывалось именно на этих спектаклях, а воспоминания юности всегда приятно тревожат наши чувства: простота выражения, непосредственность, близость открытым эмоциям — качества, делавшие балетные спектакли красочными в то время».

Его всегда привлекали высокие страсти, сильные, мощные характеры — Спартак, Иван Грозный. И Макбет, конечно, из их числа. Он задуман, написан и реализован в союзе с композитором Молчановым — это тот случай, когда два выдающихся художника питали и обогащали друг друга. Получилось масштабное полотно, достойно выражающее идею Шекспира об обольщении властью и губительности этого обольщения. Но масштабность здесь не подавляет, а благодаря гармоничности рисунка, как бы возносит. В спектакле я не увидела ни одной лишней сцены, замедляющей развитие действия, — всё работает на главную идею. Всё соразмерно, гармонично — Васильеву всегда было присуще чувство меры, тот закон «золотого сечения», который и отличает подлинного художника.

Как же реализован замысел хореографа воронежскими танцовщиками?

Работа с мастером, конечно, отразилась на состоянии нашей труппы. На мой взгляд, сейчас в театре очень сильный мужской состав. Достаточно сказать, что все мужские партии балета (Макбет, Банко, король Дункан) исполняют в очередь и В. Иванов, и А. Литягин, и И. Алексеев, и Я. Синицин, то есть Васильев счёл их возможности равными.

В вечер премьеры Макбета танцевал Иван Алексеев, уже хорошо зарекомендовавший себя ранее в предыдущих постановках Васильева. Он запомнился прежде всего своей лиричностью. Для Макбета потребовались совсем иные краски, и Алексеев предстает мужественным, бесстрашным воином, который по мере совершения кровавых преступлений все больше теряет уверенность в себе в правоте избранного пути. Все сомнения Макбета, его смятение превосходно выражены в танцевальном рисунке, и Алексеев, легко справляясь с техническими трудностями, отдает основное внимание созданию образа.

То же можно сказать обо всех исполнителях. Легкий, изящный Ярослав Синицин (Банко), уверенный поначалу в дружбе Макбета, прекрасно передает его колебания в сцене после убийства Короля. Он догадывается, но не может поверить в это. Вот он вступает в шуточное единоборство с другом, одерживает над ним победу, но видит ярость Макбета и понимает, что и он обречен.

Солист удивительно выразителен в этих полных драматизма сценах.

Величественен король Дункан в исполнении Александра Литягина. Правда, партия небольшая, но по смыслу очень важная. И солист прекрасно это осознает, драматически заостряя свою роль.

А что же главный двигатель интриги — леди Макбет?

В вечер премьеры её танцевала Анастасия Русинова — солистка, обладающая высокой техникой и несомненным лирическим дарованием. Она просто великолепна в адажио с Макбетом в ночь после убийства короля, когда старается утешить его и отогнать страшные мысли.

Очень выразительна последняя сцена, когда она взбирается на трон к Макбету и неожиданно по-детски сворачивается клубочком возле него. В этот момент они оба напоминают детей, не ведавших, что они творили. Но «неотвратим конец пути». Оба погибают, раздавленные тяжестью своих преступлений.

Пожалуй, Русиновой не хватает демонизма, который обычно связывается с образом леди Макбет. Зато его в избытке у трёх ведьм (О. Бурмистрова, С. Лопарева, М. Филиппова). Пластика их острая, неожиданная, рисунок танца изломанный, и действительно они кажутся сверхчеловеческими существами. Когда ведьмы появляются на сцене, охватывает ощущение кошмара, усиленное музыкой.

Добрые слова хочется сказать и в адрес кордебалета.

Здесь представлена в основном мужская его часть — воины в сражении, придворные на балу. Это тоже не безликая толпа, а выразительные образы.

Все действие происходит на фоне меняющихся видеопроекционных задников, сделанных по эскизам Владимира Васильева. Они создают настроение, усиливают мрачный колорит балета.
 
Людмила Романова, театровед

Источник: «Коммуна» № 164 (25595) от 09.11.10 г.

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.