Новости
09.11.2010
Актер сыграл 3000 кукольных судеб
Театр обычно начинается с вешалки, а зритель начинается с театра кукол.
Ведь именно здесь малыши впервые узнают смысл слова «театр». О современном театре и зрителе и жизни за ширмой наш сегодняшний разговор.
Актер-кукловод Николай Архипов работает в челябинском театре кукол уже 25 лет. За свою жизнь он сыграл около 3 000 кукольных судеб на сцене. Ему приходилось управлять королями и Иванами дураками, жеребятами, слонятами и другими куклами.
— С годами зритель изменился?
— Дети остались детьми. Иногда дети ведут себя странно хорошо, а иногда странно плохо. Их редко можно предугадать.
— А актеры-кукольники стали другие?
— Актеры все те же в буквальном смысле. В театре работают лишь преданные этому искусству люди. Случайных людей здесь не бывает. Молодежь тоже не охотно идет на эту работу. Сейчас не то время, чтобы играть в куклы. Кукольный актер нынче в дефиците. Кто захочет жить на зарплату в 4 тысячи с доплатами.
— Одна из театральных легенд гласит: по ночам куклы в театре устраивают свое действо…
— Куклы но ночам не оживают. Это брехня. Я вас разочарую, они не живые.
— То есть кукла всего лишь рабочий инструмент, но ведь инструмент капризный?
— Еще какой! Самая трудная работа с марионетками. В спектакле «Золушка» одновременно приходится управлять 120 нитями — 10 героев. До спектакля подойдешь к кукле — все нити висят. И я начинаю с ними разговаривать: «Смотрите у меня сегодня!» Это, конечно, в шутку. Но бывает, что нити прямо перед спектаклем запутываются как назло.
— Как же вы с ними справляетесь с десятью-то?
— Король сказал свои слова и ушел. Я закрепляю вагу за крючок. Он слегка опустил голову — спит. В это время я управляюсь с другими. Если нитка запуталась, то обрываю. Тогда кукла может немного хромать или руку волочить, но редкий зритель это замечает.
Страшнее всего для кукловода выронить куклу из рук. Выходить и поднимать куклу нельзя. Нужно как-то замаскировать это под сценарий. Но у меня, слава Богу, такого не было. Подобное мне снится только в кошмарах.
— Интересно, кто придумывает кукле выражение лица, кто строит декорации. Ведь это целая индустрия…
— Вся кукольная индустрия собрана здесь в театре. Есть мастера, кто готовит кукол, они шьют кукол, рисуют им лица. Делают костюмы актерам. Однажды они делали на заказ в подарок куклу челябинского мэра Вячеслава Тарасова.
Декорациями занимаюсь я. Столярничаю по совместительству. Учу студентов нашего театрального колледжа, как мастерить кукол и декорации.
— И как вам со студентами работается?
— Студенты на раз учатся. У современной молодежи очень фантазия развита и искусство управления. Сейчас ведь все играют в компьютерные игры и «рулят» действиями разных героев, пусть и с помощью кнопок. Они придумывают сюжеты в момент. У меня студенты делают просто белые шарики из папье-маше. На них нет ни глаз, ни рта — ничего. Только дырка снизу, чтобы просунуть палец и дать белому шарику жизнь.
Актерское мастерство кукловода в том и состоит, чтобы заставить поверить себя и других, что этот бездыханный кусочек материи может прожить целую жизнь, отведенную ему сценаристом. Некоторые уже на этом этапе понимают, что это не их стезя…
Гамлет — трусливый мальчик
— У кукловодов есть суеверия?
— В последнее время наши студенты стали придумывать инсценировки на кладбищенски-мертвецкие темы. То виселицу соорудят и куклу казнят, то скелеты какие-то рисуют. Не так давно был случай, когда студентка одела на куклу черную вуаль для своего этюда. Через несколько дней она у меня здесь в столярке на занятиях была. И вдруг звонок ей. Оказалось, что у нее мама умерла.
У нее вот прямо на этом месте, где вы сейчас сидите, ноги подкосились и она рухнула. Все вместе приводили ее в чувства. Хочешь не хочешь, а поневоле о связи задумаешься. На днях смотрю, а пацаны гроб для этюда колотят. Нет уж, говорю, хватит — баста. Поэтому мы теперь игнорируем такие темы.
— Тем не менее в репертуаре театра есть спектакль-страшилка для детей.
— Вы имеете в виду «Маленький принц Датский»?
— Да.
— Это очень интересный спектакль для школьников младших классов. Там никто не умирает.. Суть в том, что Гамлет там маленький. Он в школу ходит. И дружок его Горацио и Офелия в школу ходят. Вечерами они любят рассказывать друг другу страшные историю. Знаете, как это бывает: «Однажды черной-черной ночью. Пришел мертвец и сказал: «Отдай мне сердце!»
Но юный Гамлет храбрится: «Да нисколечко не страшно»… И тут на сцене появляется призрак…Огромный, черный, прямо до потолка. Дети в зале визжат от страха. На первом ряду просто вжимаются в кресла. В конце выясняется, что это не призрак, а папа Гамлета.
Гамлет маленький и трусливый мальчик. А папа хотел воспитать храброго короля, поэтому переодевался призраком и пугал его. Там же есть Клавдии и Полоний. И взрослые легко проецируют их детство на взрослую жизнь, описанную у Шекспира. Дети же любят в пьесе страшилки и это повод узнать, кто такой Гамлет.
В Тюмени этот спектакль получил приз за лучшую режиссуру. А режиссер спектакля — наш Борок.
— Артист это не только сцена, но и гастроли. Как у вас с этим?
— С гастролями объездил много городов и стран. Раньше, лет 15 назад мы 4 месяца в году были на гастролях. Сейчас выезжаем редко даже по области. Экономически невыгодно это стало. Слишком дорого обходится проживание и питание.
— А где вы были за границей? Как вас встречал иностранный зритель?
— В Германии я жил месяцами. Там театр организовали бывшие соотечественники. Ездил в Израиль и в Америку. Там нет кукольных институтов и колледжей. Этим занимаются сумасшедшие и преданные люди, шизики, которые кайфуют от кукол. В Америке куклы совсем непохожи на наших — там мапет шоу. Кукольники там везде ходят вместе с куклами. У нас так не принято. После спектакля куклы укладываются по местам.
Специально для вас открою свой гастрольный чемоданчик. Обратите внимание, что уложена кукла особым способом. В отдельный мешочек складывается вага (приспособление для управления куклой-марионеткой), в отдельный мешочек сама кукла. Нити у марионеток делают из тонкого шелка или из лесок, распутать их очень сложно. Вот огнедышащий йог — марионетка со спецэффектом, говоря по-современному.
Сзади у йога сделан маленький газовый баллончик. Я одной рукой открываю клапан, газ по трубке идет кукле в рот, и вспыхивает от моей зажигалки. Эта кукла была со мной на гастролях. Его голые ноги ходили по мостовым Греции и площадям Крита.
— В чем особенность челябинского театра кукол?
— В наших спектаклях задействованы все от буфетчицы до гримера. В спектакле про Винни-Пуха актеры вместе с куклами и зрителями идут в буфет, а еще в спектакле дети-зрители выходят на сцену и катаются с горки и качаются на качелях, а гримеры рисуют всем желающим тигриные усы на лице.
— Такое впечатление, что в театре нет ни одного места, где нельзя было бы увидеть куклу. Они — везде. Сколько кукол в театре?
— Ответа на этот вопрос вас не скажет никто. Инвентаризация кукол — большая редкость. Да и кто из нас куклы — большой вопрос: те, кто двигается на ниточках или те, кто двигает эти нити.
Досье
Архипов Николай Васильевич. Родился в 1959 г. Закончил Свердловское театральное училище и был принят на должность актера-кукловода в ЧГОТК в 1985 г.
В мае 2009 г. в театре состоялась премьера спектакля «Победа». Это музыкальный спектакль, в котором нет ни единого слова, нет кукол, а актеры исполняют песни о войне.
Несомненной удачей актера Николая Архипова стала роль Беликова в спектакле «Человек в футляре» (премьера — апрель 2010 г.). Архипов «реабилитировал» образа главного героя, которого принято трактовать как отрицательный образ. За эту роль на областном фестивале-конкурсе «Сцена-2010» Николай Архипов был удостоен лауреатского звания в номинации «Лучшая мужская роль».
Ведь именно здесь малыши впервые узнают смысл слова «театр». О современном театре и зрителе и жизни за ширмой наш сегодняшний разговор.
Да и кто из нас куклы — большой вопрос: те, кто двигается на ниточках или те, кто двигает эти нити. Фото: А. Фирсов |
— С годами зритель изменился?
— Дети остались детьми. Иногда дети ведут себя странно хорошо, а иногда странно плохо. Их редко можно предугадать.
— А актеры-кукольники стали другие?
— Актеры все те же в буквальном смысле. В театре работают лишь преданные этому искусству люди. Случайных людей здесь не бывает. Молодежь тоже не охотно идет на эту работу. Сейчас не то время, чтобы играть в куклы. Кукольный актер нынче в дефиците. Кто захочет жить на зарплату в 4 тысячи с доплатами.
— Одна из театральных легенд гласит: по ночам куклы в театре устраивают свое действо…
— Куклы но ночам не оживают. Это брехня. Я вас разочарую, они не живые.
— То есть кукла всего лишь рабочий инструмент, но ведь инструмент капризный?
— Еще какой! Самая трудная работа с марионетками. В спектакле «Золушка» одновременно приходится управлять 120 нитями — 10 героев. До спектакля подойдешь к кукле — все нити висят. И я начинаю с ними разговаривать: «Смотрите у меня сегодня!» Это, конечно, в шутку. Но бывает, что нити прямо перед спектаклем запутываются как назло.
— Как же вы с ними справляетесь с десятью-то?
— Король сказал свои слова и ушел. Я закрепляю вагу за крючок. Он слегка опустил голову — спит. В это время я управляюсь с другими. Если нитка запуталась, то обрываю. Тогда кукла может немного хромать или руку волочить, но редкий зритель это замечает.
Страшнее всего для кукловода выронить куклу из рук. Выходить и поднимать куклу нельзя. Нужно как-то замаскировать это под сценарий. Но у меня, слава Богу, такого не было. Подобное мне снится только в кошмарах.
— Интересно, кто придумывает кукле выражение лица, кто строит декорации. Ведь это целая индустрия…
— Вся кукольная индустрия собрана здесь в театре. Есть мастера, кто готовит кукол, они шьют кукол, рисуют им лица. Делают костюмы актерам. Однажды они делали на заказ в подарок куклу челябинского мэра Вячеслава Тарасова.
Декорациями занимаюсь я. Столярничаю по совместительству. Учу студентов нашего театрального колледжа, как мастерить кукол и декорации.
— И как вам со студентами работается?
— Студенты на раз учатся. У современной молодежи очень фантазия развита и искусство управления. Сейчас ведь все играют в компьютерные игры и «рулят» действиями разных героев, пусть и с помощью кнопок. Они придумывают сюжеты в момент. У меня студенты делают просто белые шарики из папье-маше. На них нет ни глаз, ни рта — ничего. Только дырка снизу, чтобы просунуть палец и дать белому шарику жизнь.
Актерское мастерство кукловода в том и состоит, чтобы заставить поверить себя и других, что этот бездыханный кусочек материи может прожить целую жизнь, отведенную ему сценаристом. Некоторые уже на этом этапе понимают, что это не их стезя…
Гамлет — трусливый мальчик
— У кукловодов есть суеверия?
— В последнее время наши студенты стали придумывать инсценировки на кладбищенски-мертвецкие темы. То виселицу соорудят и куклу казнят, то скелеты какие-то рисуют. Не так давно был случай, когда студентка одела на куклу черную вуаль для своего этюда. Через несколько дней она у меня здесь в столярке на занятиях была. И вдруг звонок ей. Оказалось, что у нее мама умерла.
У нее вот прямо на этом месте, где вы сейчас сидите, ноги подкосились и она рухнула. Все вместе приводили ее в чувства. Хочешь не хочешь, а поневоле о связи задумаешься. На днях смотрю, а пацаны гроб для этюда колотят. Нет уж, говорю, хватит — баста. Поэтому мы теперь игнорируем такие темы.
— Тем не менее в репертуаре театра есть спектакль-страшилка для детей.
— Вы имеете в виду «Маленький принц Датский»?
— Да.
— Это очень интересный спектакль для школьников младших классов. Там никто не умирает.. Суть в том, что Гамлет там маленький. Он в школу ходит. И дружок его Горацио и Офелия в школу ходят. Вечерами они любят рассказывать друг другу страшные историю. Знаете, как это бывает: «Однажды черной-черной ночью. Пришел мертвец и сказал: «Отдай мне сердце!»
Но юный Гамлет храбрится: «Да нисколечко не страшно»… И тут на сцене появляется призрак…Огромный, черный, прямо до потолка. Дети в зале визжат от страха. На первом ряду просто вжимаются в кресла. В конце выясняется, что это не призрак, а папа Гамлета.
Гамлет маленький и трусливый мальчик. А папа хотел воспитать храброго короля, поэтому переодевался призраком и пугал его. Там же есть Клавдии и Полоний. И взрослые легко проецируют их детство на взрослую жизнь, описанную у Шекспира. Дети же любят в пьесе страшилки и это повод узнать, кто такой Гамлет.
В Тюмени этот спектакль получил приз за лучшую режиссуру. А режиссер спектакля — наш Борок.
— Артист это не только сцена, но и гастроли. Как у вас с этим?
— С гастролями объездил много городов и стран. Раньше, лет 15 назад мы 4 месяца в году были на гастролях. Сейчас выезжаем редко даже по области. Экономически невыгодно это стало. Слишком дорого обходится проживание и питание.
— А где вы были за границей? Как вас встречал иностранный зритель?
— В Германии я жил месяцами. Там театр организовали бывшие соотечественники. Ездил в Израиль и в Америку. Там нет кукольных институтов и колледжей. Этим занимаются сумасшедшие и преданные люди, шизики, которые кайфуют от кукол. В Америке куклы совсем непохожи на наших — там мапет шоу. Кукольники там везде ходят вместе с куклами. У нас так не принято. После спектакля куклы укладываются по местам.
Специально для вас открою свой гастрольный чемоданчик. Обратите внимание, что уложена кукла особым способом. В отдельный мешочек складывается вага (приспособление для управления куклой-марионеткой), в отдельный мешочек сама кукла. Нити у марионеток делают из тонкого шелка или из лесок, распутать их очень сложно. Вот огнедышащий йог — марионетка со спецэффектом, говоря по-современному.
Сзади у йога сделан маленький газовый баллончик. Я одной рукой открываю клапан, газ по трубке идет кукле в рот, и вспыхивает от моей зажигалки. Эта кукла была со мной на гастролях. Его голые ноги ходили по мостовым Греции и площадям Крита.
— В чем особенность челябинского театра кукол?
— В наших спектаклях задействованы все от буфетчицы до гримера. В спектакле про Винни-Пуха актеры вместе с куклами и зрителями идут в буфет, а еще в спектакле дети-зрители выходят на сцену и катаются с горки и качаются на качелях, а гримеры рисуют всем желающим тигриные усы на лице.
— Такое впечатление, что в театре нет ни одного места, где нельзя было бы увидеть куклу. Они — везде. Сколько кукол в театре?
— Ответа на этот вопрос вас не скажет никто. Инвентаризация кукол — большая редкость. Да и кто из нас куклы — большой вопрос: те, кто двигается на ниточках или те, кто двигает эти нити.
Досье
Архипов Николай Васильевич. Родился в 1959 г. Закончил Свердловское театральное училище и был принят на должность актера-кукловода в ЧГОТК в 1985 г.
В мае 2009 г. в театре состоялась премьера спектакля «Победа». Это музыкальный спектакль, в котором нет ни единого слова, нет кукол, а актеры исполняют песни о войне.
Несомненной удачей актера Николая Архипова стала роль Беликова в спектакле «Человек в футляре» (премьера — апрель 2010 г.). Архипов «реабилитировал» образа главного героя, которого принято трактовать как отрицательный образ. За эту роль на областном фестивале-конкурсе «Сцена-2010» Николай Архипов был удостоен лауреатского звания в номинации «Лучшая мужская роль».