Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
24.11.2010
Большой принц Датский
Столицу Южного Урала с гастролями посетил МХТ, который на сцене Театра драмы имени Наума Орлова представил «Гамлета» в постановке режиссера Юрия Бутусова. Собственно «принца Датского» — Михаила Трухина — на пресс-конференции, предваряющей спектакль, не оказалось. Зато на нее пришли другие известные актеры театра: Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Марина Голуб. Им и слово.

«Мы работаем жестко», — не без улыбки признался Михаил Пореченков, когда речь зашла о том, как актеры московского художественного театра трудятся на сцене. Также исполнители «гамлетовских» ролей рассказали о том, как они совершенствуют свою актерскую технику. «Броском через бедро», — уверил все тот же Пореченков, входя в раж.

«В спектакле не будет огромных замков или зданий — если вы знаете, творческий метод Юрия Бутусова заключается в минимализме — однако все, что стоит в МХТ на сцене, будет и здесь», — поведала о художественном оформлении постановки Марина Голуб. А Михаил Пореченков не согласился с одной из журналисток, что Шекспир — вершина драматического искусства. «Есть еще Чехов, например», — возразил ей Константин Хабенский. Который, в принципе, не был настроен на то, чтобы откровенничать с корреспондентами о своих творческих планах. «Мы, актеры — люди суеверные», — подытожила Голуб. Однако Констатин был все же готов поделиться впечатлениями от своих недавних ролей в кино. В частности, от фильма «Выкрутасы» (в прокате с 17 февраля 2011 г. — Прим. авт.), где он снялся со звездой мирового кинематографа Милой Йовович.

«Я надеюсь, что из всего этого получится приятная лирическая комедия. Там ведь помимо Милы, у которой никакой звездной болезни я, кстати, не заметил, еще играет Иван Ургант. А с Милой, да, мы общались на русском, она хорошо им владеет (Йовович родом с Украины. — Прим. авт.)», — поделился Константин.

«Но с Иваном (Ургантом. — Прим. авт.) мы только на эстонском разговариваем», — пошутил Поренченков. Вообще, Михаил шутил без остановки, а остроты из него сыпались пулеметной очередью. Поэтому грех было у него не спросить, специально ли он писал роль для Михаила Трухина (с которым он в том числе играет вместе в «Гамлете») в своем боевике «День Д»: «Вы там с героем Трухина как-то очень жестко расправляетесь». «Я все время с ним жестко расправляюсь. Поэтому, да, эту роль специально писал для него. Я уважаю его профессионализм», — парировал Пореченков. Необычная, конечно, привычка отдавать дань уважения актерам, чей профессионализм он уважает. Но какая есть.

Евгений ТКАЧЕВ,
johny18_06@mail.ru
ЯРОСЛАВ НАУМКОВ (фото)

Мнение критика

Не поле перейти

Театр выбрал очень сложный маршрут, напоминавший аттракцион типа «русских горок», где от крутости виражей и перекатов высот так захватывает дух, что порой не хватает дыхания.

Это очень сложный спектакль. Он рассчитан, как мне кажется, на того элитарного зрителя, возможно, лишь профессионала театра, который эту «драму Шекспирову», как у Пастернака, «носил с собою и знал назубок». Таких, как понимаете, не так уж много. Да и для них уследить за обилием режиссерских находок Юрия Бутусова, превращениями, происходящими на сцене по воле сценографа Александра Шишкина и художника по свету Евгения Гинзбурга, непросто: надо ведь еще и находить концы «разорванных нитей» постановки, чтобы понять логику их соединения или — не соединения.

Без этого спектакль превратился бы для большинства (если не всех) зрителей в соревнование по разгадыванию кроссворда на скорость. Я лично в гонке проигрывала и бросила это безнадежное занятие на полпути к финалу спектакля, просто стала смотреть на артистов.

И тогда все стало на свои места. Потому что накал, в котором существуют в спектакле артисты, энергия, щедро отдаваемая ими залу, дорогого стоят. Такого безжалостного к себе отношения, такой безоглядной самоотдачи, что в тот вечер у артистов МХТ, я давно уже на наших сценах не встречала. Разве что в «Гамлете» (опять — «Гамлет»!) Юрия Любимова с Владимиром Высоцким на «Таганке». Но это было давно, больше тридцати лет тому назад…

Это заслуга не только Михаила Трухина (Гамлет), Константина Хабенского (Клавдий), Марины Голуб (Гертруда), Михаила Пореченкова (Полоний), Сергея Сосновского (Дух отца Гамлета, Актер), Ольги Литвиновой (Офелия) и всех (ансамбль!) участников спектакля, но, прежде всего — Юрия Бутусова, который разработал для себя и артистов сложную партитуру спектакля и добился исполнения слаженного, на уровне «Виртуозов Москвы».

Это, как мне представляется, спектакль о том, что, когда «все тонет в фарисействе», мир гибнет. И «фарисеи» — тоже. И эта мысль, похоже, в результате дошла в финале до всех, независимо от уровня зрительской подготовленности.

Ирина МОРГУЛЕС,
irina1939@bk.ru

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.