Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
02.12.2010
«Гамлет» на новый лад
История постановок про принца Датского пополнилась еще одной версией. В театре Ростова-на-Дону представили свое прочтение «Гамлета»: шекспировские страсти там кипят не только на сцене, но и в фойе театра, коридорах, подвале и даже служебных помещениях. А зрители из наблюдателей превращаются в участников представления.

Корреспондент НТВ Святослав Гордин оценил постановку.

Что только не делали театральные режиссеры с шекспировским «Гамлетом». Историю принца Датского ставят не одну сотню лет, за эти годы трагедия превращалась в фарс, Гамлет надевал джинсы и даже становился женщиной. Кажется, что удивлять больше нечем, но нет. Вот приходит зритель на спектакль и не знает, что его там ждет.

Здесь нет сцены и привычного ожидания начала спектакля. Как и у Шекспира, первыми появляются стражники — проверить билеты, в которых места не указаны. Уже в гардеробе зрителей превращают в невидимую массовку, им выдают черные плащи.

Зрительница: «Известно, что очень необычный спектакль, начинается с фойе».

Когда Гамлет входит, похоже, его замечают не все, ведь это не зрительный зал. Действие уже началось. Это больше не театр, а замок Эльсинор. Идти за Гамлетом даже страшновато, он в метаниях. Мало кто из зрителей прежде видел эти темные коридоры, лестницы, подсобки, подвал… Где еще появиться тени отца Гамлета?

Светлана Лысенкова, исполнительница роли Офелии: «Эффект неожиданности, люди не знают, что уже сцена идет. То есть они думают, что их ведут, ну, не знаю, например, на другую территорию, а сцена происходит между».

Дистанции между актерами и зрителями нет. Чтобы прочесть письмо, Полонию нужны очки. Он берет их у кого-то из публики. На бал к королю зрители входят парами в танце, как гости короля, которые должны соблюдать этикет. Спектакль идет 2,5 часа, без антракта.

Николай Ханжаров, исполнитель роли Клавдия: «Зрители теряются и не знают, то ли это фишка спектакля, то ли по-настоящему можно попроситься в туалет. Ну, такие разные курьезы бывают».

Свое знаменитое «Быть или не быть» Гамлет начинает так тихо, что в обычном зале слов бы было не разобрать. Но здесь до принца Датского рукой подать. Зрители как будто подслушивают. Такой Гамлет и не сумасшедший, и не бунтарь, и не герой, а слабый, уставший человек.

Юрий Филатов, исполнитель роли Гамлета: «Тем не менее, так бывает в жизни, что слабость перевешивает иногда».

Кровавая развязка: шпаги Гамлета и Лаэрта вот-вот заденут кого-то из зрителей. Здесь уже начинают рыть могилы, и это уже не театральный подвал, а кладбище.

При всей запутанности сценографии сюжет шекспировской трагедии остался неизменным. Кстати, говорят, раньше зрителям еще подавали вина, но потом перестали. Как у Шекспира: «Не пей вина, Гертруда».

 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.