Новости
11.12.2010
«Мера за меру» — связанные одной цепью
В театре им. Вахтангова Юрий Бутусов поставил одну из редчайших пьес Шекспира — «Мера за меру». При жизни автора пьеса ставилась всего лишь единожды, да и после его смерти режиссеры не особо баловали её своим вниманием. А зря. Как и в других произведениях английского драматурга, в «Мере за меру» поднимаются простые истины, но так трудно выполнимые в жизни и более того — порой забытые и воспринимающиеся как нечто смешное и несуществующее.
Юрий Бутусов — режиссер непростой. В его спектаклях любое даже самое знаменитое произведение всегда звучит по-новому. Современно звучат даже самые несовременные монологи. Поэтому выбор редкой и малоизвестной пьесы известного драматурга неудивителен. Шекспир писал комедию, в руках Бутусова «Мера за меру» больше похожа на трагедию. Он безжалостно откинул счастливый финал с четырьмя свадьбами и оставил героев наедине с их «мерой», так и неосознанной ими.
«Мера за меру» — спектакль о взаимосвязи грехов человеческих. Библейская заповедь «не судите, да не судимы будете» идет здесь красной нитью через всю пьесу. Как по цепочке один герой осуждает другого и тут же попадает в ту же ловушку, совершая тот же, а то и ещё более тяжкий грех. Где мера и кто её определяет, Бутусов в своем спектакле не раскрывает, но, то, что все мы повязаны этой цепью — бесспорно. Это и говорят актеры со сцены, раскрывая характеры своих героев.
История посвящена Венгерскому королевству. Уставший от человеческого несовершенства Герцог (Сергей Епишев) решает покинуть на некоторое время свой пост и доверить правление Анжело, даруя ему неограниченную власть. В то же время он переодевается монахом и наблюдает за действиями Анжело, незаметно контролируя его. Анжело торопится заставить людей быть совершенными и применяет тяжкие меры за нарушение закона о запрете добрачной связи. На казнь он отправляет Клаудио, чья возлюбленная Джульетта уже давно готовится стать матерью. Клаудио не злостный нарушитель, он любит Джульетту и готов жениться на ней. Но Анжело безжалостен. «Если завтра я совершу этот грех, вы и меня отправьте на казнь, закон для всех одинаков» — беспрекословно заявляет он.
Сестра Клаудио Изабелла (Евгения Крегжде), готовящаяся стать монашкой, приходит к Анжело просить за брата. И тут и начинает работать цепь — Анжело охватывает безумная страсть к Изабелле и он предлагает ей жизнь брата в обмен на девственность. Дальше брат, кающийся во всех смертных грехах и возносящий сестру до небес, ломается и просит принять предложение Анжело, затем сама Изабелла идет на обман, чтобы спасти свою честь, но и не погубить брата. Во всех этих перипетиях замешан и Герцог. Именно его рукой и вершатся судьбы — и Анжело, посаженного на трон и искушенного властью, и Клаудио, чью жизнь пытаются спасти почти все герои и самой Изабеллы, которая в итоге оказывается лишь пешкой в чужих играх. Короля играет свита, а стало быть, и сам Герцог не так далеко ушел от своих подопечных. Завершая историю и представляя всем своё могущество вершить то самое правосудие, он возжелает Изабеллу в качестве своей жены.
Герцога и Анжело играет один актер. Сергей Епишев меняет костюмы с белого (Анжело) на черный (Герцог) почти не изменяя лицо своего героя. Да, в одном звучит похоть и тщеславие, но в другом не меньше тщеславия, только прикрывается оно чистотой и благородными целями.
Сценография спектакля представлена в виде кафе. Среди столов и освещающих их ламп весь мир кажется борделем. Мусор летит ото всюду и заполняет все вокруг. И Герцог и Анжело пытаются выстроить уголок цветов на столике у своего трона, но и он неминуемо рассыплется об их же собственное несовершенство.
Юрий Бутусов — режиссер непростой. В его спектаклях любое даже самое знаменитое произведение всегда звучит по-новому. Современно звучат даже самые несовременные монологи. Поэтому выбор редкой и малоизвестной пьесы известного драматурга неудивителен. Шекспир писал комедию, в руках Бутусова «Мера за меру» больше похожа на трагедию. Он безжалостно откинул счастливый финал с четырьмя свадьбами и оставил героев наедине с их «мерой», так и неосознанной ими.
«Мера за меру» — спектакль о взаимосвязи грехов человеческих. Библейская заповедь «не судите, да не судимы будете» идет здесь красной нитью через всю пьесу. Как по цепочке один герой осуждает другого и тут же попадает в ту же ловушку, совершая тот же, а то и ещё более тяжкий грех. Где мера и кто её определяет, Бутусов в своем спектакле не раскрывает, но, то, что все мы повязаны этой цепью — бесспорно. Это и говорят актеры со сцены, раскрывая характеры своих героев.
История посвящена Венгерскому королевству. Уставший от человеческого несовершенства Герцог (Сергей Епишев) решает покинуть на некоторое время свой пост и доверить правление Анжело, даруя ему неограниченную власть. В то же время он переодевается монахом и наблюдает за действиями Анжело, незаметно контролируя его. Анжело торопится заставить людей быть совершенными и применяет тяжкие меры за нарушение закона о запрете добрачной связи. На казнь он отправляет Клаудио, чья возлюбленная Джульетта уже давно готовится стать матерью. Клаудио не злостный нарушитель, он любит Джульетту и готов жениться на ней. Но Анжело безжалостен. «Если завтра я совершу этот грех, вы и меня отправьте на казнь, закон для всех одинаков» — беспрекословно заявляет он.
Сестра Клаудио Изабелла (Евгения Крегжде), готовящаяся стать монашкой, приходит к Анжело просить за брата. И тут и начинает работать цепь — Анжело охватывает безумная страсть к Изабелле и он предлагает ей жизнь брата в обмен на девственность. Дальше брат, кающийся во всех смертных грехах и возносящий сестру до небес, ломается и просит принять предложение Анжело, затем сама Изабелла идет на обман, чтобы спасти свою честь, но и не погубить брата. Во всех этих перипетиях замешан и Герцог. Именно его рукой и вершатся судьбы — и Анжело, посаженного на трон и искушенного властью, и Клаудио, чью жизнь пытаются спасти почти все герои и самой Изабеллы, которая в итоге оказывается лишь пешкой в чужих играх. Короля играет свита, а стало быть, и сам Герцог не так далеко ушел от своих подопечных. Завершая историю и представляя всем своё могущество вершить то самое правосудие, он возжелает Изабеллу в качестве своей жены.
Герцога и Анжело играет один актер. Сергей Епишев меняет костюмы с белого (Анжело) на черный (Герцог) почти не изменяя лицо своего героя. Да, в одном звучит похоть и тщеславие, но в другом не меньше тщеславия, только прикрывается оно чистотой и благородными целями.
Сценография спектакля представлена в виде кафе. Среди столов и освещающих их ламп весь мир кажется борделем. Мусор летит ото всюду и заполняет все вокруг. И Герцог и Анжело пытаются выстроить уголок цветов на столике у своего трона, но и он неминуемо рассыплется об их же собственное несовершенство.