Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
11.01.2011
Основатель мистического Театра «У Моста» Сергей Федотов отмечает свой юбилей
11 января 2011 г. основатель и художественный руководитель одного из лучших театров России — Пермского Театра «У Моста» — отметит свое 50-летие.

Сергей Федотов на репетиции
Сергей Федотов на репетиции
В преддверии юбилея, 27 декабря 2010 г., Сергею Федотову было присуждено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РФ» (за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность).

Юбилейный вечер пройдет во вторник, 11 января, на сцене Театра «У моста». Кроме того, 12 января в 19:00 специально к юбилею режиссера на сцене пермского театра Польский Театр “Nikol” сыграет спектакль «Лолита Долли» (по мотивам романа Владимира Набокова), сообщает пресс-служба пермского театра.

Сергей Федотов, автор «уникального изобретения» — Пермского Театра «У Моста». Мистик, фантаст Федотов предложил зрителям новые игровые отношения, новую актерскую манеру, неординарную, парадоксальную, гротесковую, создающую возможность для инфернального существования актеров на сцене. Первой постановкой театра стал «Мандат» Николая Эрдмана. В 1989 г. Федотовым были поставлены спектакли «Жаворонок» Жана Ануя, «Дракон» Евгения Шварца и ставший знаковым для театра спектакль «Зверь» Гиндина и Синакевича, где зародилась новая манера игры актеров, странная, пугающая, но в то же время невероятно притягательная и гипнотическая, потрясшая зрителей и театральных критиков на Всероссийском фестивале «Рампа Дружбы 1990» в Тюмени, где спектакль получил Гран-при.

В 1991 г. на сцене «У Моста» появляется ставший легендарным спектакль «Панночка» (пьеса Нины Садур по мотивам гоголевского «Вия»). После этих постановок о театре заговорили как о театральном феномене, как о первооткрывателе инфернального на сцене.

Шекспировская трилогия театра «У Моста» — «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь» открывает художественный мир иного рода, где значимыми становятся категории судьбы, рока, катастрофы, замешанные на страсти и крови. Несмотря на глубоко уникальную авторскую стилистику и акцент на магическом — Шекспир Сергея Федотова был однозначно воспринят театральной критикой как классический, исключительно точный и внимательный к эстетике, атмосфере театра Эпохи Возрождения, а также к стихотворной материи его текстов.

Булгаковская ТриАда — «Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира» и «Собачье сердце» — это эксцентричная, яркая, дерзкая и эстетская игра с пятым измерением, параллельным миром, пространством мертвых, выстроенная с присущими Федотову чувством стиля и умной иронии.

Открытия Сергея Федотова в режиссерской теории и практике постановки драматургии Мартина МакДонаха, безусловно, заслуживают особого внимания и оценки. Без преувеличения спектакли («Сиротливый запад», «Череп из Коннемары», «Красавица из Линэна» и «Калека с Инишмана») пермского режиссера на сцене своего, авторского Театра «У Моста» становились событиями не только в культурном пространстве Перми, но и в России. МакДонаховский цикл театра «У Моста» положил начало нынешнему российскому «макдонах-буму» и задал канон его театрального чтения. Он стал вкладом не только в области освоения российским театром современной зарубежной актуальной драматургии, но и в развитие и пропаганду русских театральных традиций.

В течение двадцати лет театр ставит только классические произведения и стал, по мнению зарубежных критиков, пропагандистом русской классики. И именно этот опыт позволил пермскому режиссеру открыть и сценически точно воплотить сложный мир и парадоксальность драматургического мышления Мартина МакДонаха.

Сейчас в России идет несколько десятков постановок по пьесам МакДонаха, его популярность, безусловно, связана с потребностью современных театров в освоении новой, оригинальной стилистики и поиска нового режиссерского языка, особого метода актерской игры.

Но «У Моста», по-прежнему, остается единственным театром в России, в репертуаре которого идет сразу 4 пьесы МакДонаха («Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары», «Сиротливый запад» и «Калека с Инишмана»). Эти спектакли признаны театральными экспертами уникальным художественным феноменом и практически эталонным прочтением уже ставшего культовым ирландского драматурга.

Сергея Федотова приглашают на российские и зарубежные фестивали для проведения мастер-классов и семинаров по проблемам современной зарубежной драматургии и театра.

Федотовым поставлено более 150 спектаклей в России и за рубежом. 15 постановок в Чехии (Прага, Градец Кралове, Карловы Вары, Брно, Острава и др.), 8 спектаклей в Польше (Еления Гура, Быдгошь, Гожув Великопольский и др.), в Санкт–Петербурге, Киеве, Нальчике, Новосибирске, Челябинске, Самаре и других городах.

Спектакли, поставленные Федотовым в Театре «У Моста», участвовали в 92 театральных фестивалях. Его Театр гастролировал в Австрии, Германии, Египте, Польше, Чехии, Болгарии, Венгрии, Латвии, Эстонии, Сербии, Боснии и Герцеговине, во многих городах России и ближнего зарубежья: Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Риге, Киеве, Львове, Могилеве, Нальчике, Екатеринбурге, Омске, Челябинске.

Безусловно, театр «У Моста» был и остается одним из самых интересных нестоличных коллективов.

Анатолий Смелянский, председатель жюри, ректор Школы-студии МХТ им. А. П. Чехова, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, вручая Сергею Федотову Специальную премию жюри, сказал, что вручает в действительности совершенно особую премию:

«Первая Специальная премия жюри присуждается пермскому театру “У Моста”, театру, который основал и 22 года ведет Сергей Федотов. В России огромное количество периферийных театров, и очень многие из них живут трудно, они растеряны, не знают, куда им деваться, куда идти, нет режиссуры, нет помощи, нет идеологического задания как раньше. Неизвестно, зачем они вообще существуют, но ведь не для того, чтобы играть “Женатого таксиста”… И когда видишь театр из города Перми, театр “У Моста”, театр с потрясающим репертуаром, театр, который на протяжении двух десятилетий занимается русской и мировой классикой, который ставит подряд самые сложные пьесы мирового репертуара и который представляет не только репертуар, но и прекрасных актеров. Этот театр — Художественное Явление, это некий Маяк, это поддержка русского периферийного театра, который, оказывается, может жить достойно, осознанно, осмысленно и художественно».

Сергей Павлович Федотов

Почетное звание: «Заслуженный артист Российской Федерации», 2004 год. Лауреат Национальной премии Чехии. В 2004 г. за постановку «Собачье сердце» (М. Булгаков) был признан лучшим режиссером Чехии и стал первым иностранцем в истории Национальной премии, удостоенным этой высшей награды. В марте 2006 г. министр культуры Чехии вручил С. Федотову приз газеты «Пражские новости» за особый вклад в чешскую культуру. Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска». В 2010 г. театр «У Моста» стал Лауреатом фестиваля «Золотая Маска», представив спектакль «Калека с Инишмана». Почетное звание: «Заслуженный деятель искусств РФ», 2010 год.

 

Фото: Театр «У Моста»

Источник
: Firstnews

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.