Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
26.01.2011
Золото титана

Потомкам не дают покоя способности Шекспира к бизнесу

 
Шекспир и бизнес

Потомкам не дают покоя способности Шекспира к бизнесуМолва жестокосердна, капризна, недружественна. Молва стремится затенить светлые мгновения нашей жизни, дабы тем, кто разносит унылые сплетни, собственная жизнь не казалась бессмысленной и несправедливой. Но есть же простой способ: жить не завидуя, радуясь каждому дню, мгновению, солнечному зайчику.

Впрочем, это сказать просто, сделать же — архитрудно, особенно по части «зайчика». Да, так вот мы, собственно, о Вильяме Шекспире — ни больше ни меньше. Вы, кстати, не запамятовали еще того любопытного факта, что родился и умер этот гигант в один день — 23 апреля?

Менее чем через три месяца исполнится 395 лет со дня смерти «Потрясающего копьем» — так, как известно, переводится фамилия автора «Короля Лира». И почти полтысячелетия неблагодарные потомки рассуждают о том, а был ли мальчик. То бишь Шекспир ли написал свои гениальные 37 пьес, две поэмы и 154 сонета. Почему не он?

Потому что нет документов — рукописей, черновиков, потому что образование как бы не слишком фундаментальное для колоссального словарного запаса, коим пользовался гений, тех фактов и описаний, которые находят исследователи в его пьесах. Потому, видите ли, главным образом, что актер Шекспир с немалой долей успеха вкладывал свои денежки в различного рода деловые предприятия. Умел зарабатывать их и приумножать. Ну и что?

Гений размышлял по этому поводу, отвечая потенциальным хулителям устами своих героев. Как замечает не самый лучший из людей Макбет: «Кто разом может быть горяч и трезв, / Взбешен и сдержан, предан и бесстрастен? / Никто!»

Будь голоден, поэт!

И почему это творец должен быть голодным? Вроде как, ежели у него все есть, так и стремиться некуда и незачем — в смысле, в светлые дали. Так определяют человеческую природу скучные критики и философы. Зануды. А дело тут в том, что истинные произведения искусства рождаются достаточно редко — ведь они фактически ступеньки в бесконечной лестнице познания. Иди попробуй высеки эту ступень в каменном ложе тайны мироздания.

Сколько подмастерьев должны поработать, прежде чем появится Мастер и завершит их труд, и мы осознаем то тайное, что он своим гением делает явным. Но зачем же, рассуждает скуповатое общество, нам платить подмастерьям — на всех тугриков не хватит. Всех, мол, досыта не накормишь.

Шекспир — величайший из великих, гений из гениев. Дед его был фермером, отец Джон перчаточником, мать — дочь состоятельного фермера, не умевшая читать и писать. Надо сказать, папаша у Шекспира был достаточно удачливым коммерсантом: торговал овечьей шерстью, сельхозпродуктами, покупал дома и отдавал их внаем. Даже стал членом муниципалитета и на один срок избирался бейлифом — мэром Стратфорда-на-Эйвоне, города с населением в две тысячи человек — родины величайшего драматурга всех времен. Правда, затем фортуна изменила Джону, он наделал долгов и, в конечном счете, спустил нажитое. Семью же кормил огромную: четыре сына и четыре дочери, из коих, однако, выжила половина.

Да уж заработал

Среди этой половины по неизвестной нам прихоти провидения затесался абсолютный гений. Господи, если бы кто-нибудь знал, какими путями они — гении — приходят в сей бренный мир. Но это тайна за семью печатями. Гений Шекспир стал величайшим сочинителем, но, кроме того, не захотел для себя и своей семьи нужды.

Пожалуй, его кредо сформулировано в самом известном из монологов и высказано устами Гамлета: «Быть или не быть — таков вопрос; что лучше, / Что благородней для души: сносить ли / Удары стрел враждующей фортуны / Или восстать противу моря бедствий / И их окончить». Вот мы и талдычим 400 лет: «Быть или не быть».

Он явился в Лондон в 21 год с бродячей труппой и, надо полагать, рано смекнул, что лишь актерская стезя солидных доходов ему не принесет. Был же Шекспир к 1585 г. уже обременен семьей — женой, старше его на восемь лет, и тремя детьми. Нам почти ничего неизвестно о личной жизни драматурга. Документы, описывающие судьбу писателя, практически все относятся исключительно к его бытовой и предпринимательской деятельности. А что странного, спрашивается?

Сделки и тогда фиксировали скрупулезно. Личные бумаги? Первую книгу в Англии напечатали лишь за 89 лет до рождения поэта. Все его пьесы оставались собственностью театра. Становление Мастера, вы обратите внимание, совпало с начальным периодом пробуждения самого туманного Альбиона — в то время не слишком большой и развитой аграрной страны с населением в 3–3,5 миллиона человек.

Стартовал период накопления капитала, развивалась суконная промышленность. Англия приходила в движение.

Да, так вот в Лондон Шекспир прибыл абсолютным бедняком. По некоторым высказываниям современников, был молодой человек известным бабником и отчаянным сердцеедом. О чем можно рассуждать, впитав на одном дыхании: «Уж если ты разлюбишь — так теперь, / Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. / Будь самой горькой из моих потерь, / Но только не последней каплей горя!»

Он 29 лет работал в Лондоне и вернулся насовсем в свой маленький Стратфорд лишь за два года до смерти, посещая жену и детей не более двух-трех раз в год. Но вся его так называемая коммерческая деятельность была направлена на постоянное улучшение имущественного положения именно семьи.

Он — актер и драматург — действительно и в качестве делового человека добился немалого. Уже в 1597 г. за 60 фунтов стерлингов покупает на родине второй по величине в Стратфорде дом. Двумя годами позже становится пайщиком знаменитого театра «Глобус». Его доля — 10 процентов.

Еще через три года приобретает в родном городе несколько строений. В 1605 г. перекупает у прежнего владельца десятинные земли (ранее принадлежащие монастырям) за кругленькую по тем временам сумму в 440 фунтов стерлингов и получает право на чистый ежегодный доход в 38 фунтов.

В 1608 г. — среди пайщиков второго театра, который купила спаянная актерская труппа.

Он даже ссужает деньги под проценты, то есть занимается ростовщичеством, и преследует по суду своих должников.

Видите, что получилось. Как говорил один из героев комедии «Много шума из ничего»: «Да неужели же во всем мире нет ни одного человека, который бы желал носить на голове шапку, не вызывая подозрений?»

Шекспир провинился

Слушайте, можно подумать, он один из великих умел зарабатывать. Вы знаете, например, что гений из гениев эпохи Возрождения Микеланджело, кстати, почивший в возрасте 89 лет за 65 дней до рождения в 1564 г. Шекспира, жил чуть ли не в нищете.

А после его смерти в мешках, узлах и коробках обнаружили 80 тысяч золотых дукатов — 280 килограммов золота! Всю жизнь грандиозный скульптор вкладывал огромные деньги в недвижимость. Вольтер был богатым и довольно прижимистым помещиком. Лев Толстой еще в молодые годы скупал земли вокруг Ясной Поляны и увеличил площадь родового имения в шесть раз. Правда, за 19 лет до смерти он отказался от недвижимости, разделив ее между женой и детьми. «Войну и мир» гений продал журналу «Русский Вестник» по 500 рублей за лист при авансе в 10 тысяч рублей.

Шекспир, к примеру, за «Гамлета» получил 10 фунтов стерлингов, других доходов от этой и иных пьес не имел.

Много это или мало? Сравните. Один фунт тогда равнялся 4 кронам или 20 шиллингам, или 240 пенсам. Килограмм говядины на рынке стоил 4 пенса, сыра — 6 пенсов. Приказчик в лавке зарабатывал в месяц 1,2 фунта. Придворные поэты и художники — 10–20 фунтов в год. Вот и считайте.

Шекспиру, безусловно, повезло с театральной труппой театра «Глобус», в которую он вступил в качестве пайщика, то есть совладельца, в 1599 г. Театр со временем стал придворным. Здесь играли лучший актер своего времени Ричард Бербидж, лучший комик Уильям Кемп. Шекспиру, как и другим пайщикам, шли доходы от театральных постановок, проданных билетов. Он писал по нескольку пьес в год.

Гениальных пьес. Премьеры в театре проходили порой каждые две недели! Но! Одни исследователи полагают, что великие шекспировские пьесы и сонеты принадлежат перу могучего английского философа и высшего сановника государства Фрэнсиса Бэкона, уволенного королем со службы за фантастического размера взятки. Извините, философ и поэт — две очень большие разницы.

Другие приписывают авторство Роджеру Мэннерсу, 5-му графу Ратленду, родившемуся в 1576 г. То есть «Генриха VI» он должен был написать в 14 лет, «Комедию ошибок» — в 16, «Укрощение строптивой» и «Ричарда III» — в 17, а «Ромео и Джульетту» — в 19.

Тома по этому поводу написаны, исследования умные люди проводят кропотливые, осмысленные. Ну что ж, и на этот счет высказался Вильям Шекспир:
 
Ни смерть не увлечет тебя на дно,
Ни темного забвения вражды.
Тебе с потомством дальним суждено,
Мир износив, увидеть день суда.
Итак, до пробуждения живи
В стихах, в сердцах, исполненных любви.


Что касается фактов и тайн... когда-нибудь, но не теперь люди-таки изобретут машину времени, перенесутся в XVI–XVII вв. и выяснят, кто писал под именем Вильям Шекспир «Гамлета», «Макбета», «Отелло». А пока... внимайте пьесам, читайте сонеты, господа: облагораживает.
 
Владимир Ратманский

Источник
: «Вечерняя Москва» №13 (25528) от 27.01.2011

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.