Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
04.03.2011
Актеры не нужны! Гамлета сыграет робот
Недавно британские инженеры представили публике свою новую разработку — робота, являющегося трагическим актером. Этот андроид, предназначенный для развлечения почтенной публики, умеет петь, читать шекспировские монологи и копировать действия людей. Пожалуй, с такими артистичными роботами скоро людям в профессии актера будет явно нечего делать…

Актеры не нужны! Гамлета сыграет роботНи для кого не секрет, что в последнее время роботы активно вытесняют людей из самых разных профессий. Использование робототехники в промышленности давно стало нормой. Также активно внедряются механические помощники людей и в сферу обслуживания — привычными явлениями стали роботы-продавцы, роботы-уборщики и роботы-домохозяйки. Ведутся разработки по созданию роботов-солдат, а первый робот-астронавт уже отправился на МКС. До сих пор лишь одна сфера деятельности человечества, искусство, успешно сопротивлялась повсеместной «роботизации». Однако, судя по всему, и здесь люди также начали сдавать свои позиции.

Недавно британская фирма Engineered Arts представила свою новую модель — робота-актера по имени RoboThespian (что переводится как «Роботрагик»). Работа над проектом создания механической труппы началась в 2005 г., но лишь два года спустя был продемонстрирован прототип, способный взаимодействовать с людьми. Нынче же публика познакомилась с готовым вариантом андроида.

Данный искусственный актер работает на сжатом воздухе и управляется с отдельной консоли с сенсорным экраном через беспроводную связь. Разработчики заявили, что Роботрагик имеет более 30 степеней свободы (так называются характеристики, определяющие минимальное количество независимых переменных, необходимых для полного описания движения механической системы), что делает его жестикуляцию практически неотличимой от таковой человека. Правда, нижние конечности этого актера пока неподвижны, но разработчики уверяют, что в скором времени намереваются сделать робота полностью мобильным.

Актеры не нужны! Гамлета сыграет роботЭтот механизм является достаточно умным и способен к самообучению. Еще бы, ведь он оборудован тремя процессорами: одним основным (сейчас это Intel Atom с частотой 1,6 ГГц) и двумя для контроля лицевой части головы. Ну, а в саму голову встроена видеокамера, что позволяет режиссеру видеть сцену глазами андроида и более четко корректировать его движения. Объем жесткого диска Роботрагика составляет 32 Гб — конечно, не слишком много, но все-таки на то, чтобы сыграть Гамлета, хватит.

Интересно, что еще Роботрагик, подобно известному персонажу «Звездных войн» 3PO, умеет бегло говорить на 20 языках в разной тональности и может воспроизводить практически любые человеческие жесты. Более того, на выставке цифровой индустрии CeBIT 2011, что стартовала в Ганновере (Германия), робот беззастенчиво заигрывал с посетителями, пытаясь их… поцеловать (те, кто хочет увидеть, как он целуется, могут посмотреть это здесь).

Да уж, пожалуй, с такими роботами скоро людям в профессии актера будет явно нечего делать. Притом что в мире кино уже давно считают, что время актеров-людей уже заканчивается: развитие технологий Motion capture, с помощью которых можно создавать виртуальных персонажей на экране, позволяет режиссерам обходиться без живых артистов. Сбывается пророчество Джорджа Лукаса, который еще в начале нынешнего века заявил, что в скором времени актеры станут лишними на съемочной площадке. Однако до последнего времени считалось, что в театре актера-человека заменить никто не сможет.

Тем не менее, два года назад в Японии японской компанией Mitsubishi был изготовлен робот-актер Wakamaru. Этот механизм был запрограммирован таким образом, что мог читать текст предлагаемого драматического произведения максимально экспрессивно, выражая свои эмоции не только словами и голосом, но также и перемещениями по сцене и красноречивыми жестами.

Правда, Wakamaru стал театральной звездой далеко не сразу. На самом деле, он был создан для работы по дому, для ухода за человеком, а также для работы в качестве секретаря-помощника. Но его заметили театральные актеры и решили попробовать робота на одну из ролей в пьесе Ватсаси Хатараку, поставленной в университете Осаки (режиссер — Арицо Хирата), под названием «Я — рабочий».

В своем дебютном спектакле Wakamaru поднимал вопросы об отношениях между человечеством и технологией. Сюжет пьесы достаточно прост: молодой супружеской паре принадлежат два робота, но вскоре один из них теряет мотивацию к работе. Он объясняет это тем, что работа вдруг стала для него скучна и оскорбительна. В итоге он вступает в обсуждение с людьми своей роли в их жизни.

Первые варианты представления длятся всего 20 минут, поскольку на большее у Wakamaru просто не хватает заряда аккумуляторов. Тем не менее, создатели механического актера говорят о том, что они уже закончили модификацию блока питания Wakamaru и уже в этом году можно будет выпустить полноформатный спектакль продолжительностью более часа.

Актеры не нужны! Гамлета сыграет роботТе, кто присутствовал на премьере, отмечали, что робот играл столь убедительно, что его на сцене воспринимали как живого человека, причем не только зрители, но и сами актеры, задействованные в спектакле. Кроме того, Wakamaru является самообучающейся машиной, поэтому сейчас он уже умеет давать автографы и посылать воздушные поцелуи. Разработчики шутят, что при такой популярности скоро придется научить его убегать от папарацци.

Примерно тогда же на острове Тайвань прошла премьера спектакля первого в мире Театра роботов. В этой постановке, где были сцены из «Призрака оперы», приняли участие четыре робота, которых создали специалисты Тайваньского технологического университета.

Главные роли исполнили два полноразмерных 160-сантиметровых андроида — «мужчина» Томас и «женщина» Джанет, наряженные в «людские» костюмы. Во время спектакля они пели, представляли пантомиму и читали комические диалоги. Их партнерами выступили два небольших двуруких робота на колесах: Пика (получивший свое прозвище от сокращения имени великого художника Пикассо) рисовал картины, а Ринго (своим именем обязанный барабанщику Beatles) играл на ударных инструментах.

Кстати, музыка — это еще одна сфера, которая в последнее время активно «роботизируется». Недавно новозеландец Грегори Локк представил публике рок-группу, в которой играют одни роботы. Двое — на гитарах, один — на клавишах, и один — на барабанах. Правда, вокалиста в группе нет, и, судя по всему, никто его конструировать пока не собирается. Сам создатель группы является также разработчиком программного обеспечения, автором музыки, организатором концертов и главным специалистом по ремонту музыкантов.

Данная рок-группа, которая называется Trons, уже больше полугода колесит с концертами по танцевальным клубам Новой Зеландии и даже два раза «гастролировала» в Западной Европе. Роботы дали уже больше 80 концертов. Репертуара пока хватает минут на сорок, и сам Локк считает, что этого вполне достаточно. По качеству исполнения роботы из Trons не уступают людям-музыкантам (кто хочет убедиться в этом, может сделать это здесь).

Итак, роботы все увереннее начинают проникать в сферы искусства. Интересно, какие еще профессии в этой области они смогут освоить? Может быть, сценариста или режиссера? Если это произойдет, то тогда живые люди в театрах и концертных залах останутся лишь в качестве зрителей…
 
Антон Евсеев

Источник
: Правда.ru

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.