Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
19.09.2008
Стреляйте в Гамлета. К фестивалю "Камерата" театралы готовят ноту протеста
 Виктория Мещанинова: Риск в драматургии очень полезен.
Виктория Мещанинова: Риск в драматургии очень полезен. Фото: Вадим Ахметов

 Провокационные спектакли подобраны в афише Международного театрального фестиваля "Камерата".

 

Театр для гурманов

 

Психологический театр нынче вызывает едва ли не большее раздражение публики, чем самый лихой театральный эксперимент. Так считает главный режиссер Челябинского Камерного театра и организатор фестиваля Виктория Мещанинова.

 

Российская газета: Виктория Николаевна, хотя бы на одну неделю, что длится "Камерата", Челябинск уподобится знаменитому французскому Авиньону? У них весь город живет театром…

 

Виктория Мещанинова: Вряд ли. Принято считать, что Челябинск - город театральный. Это заблуждение. У нас нет власти, заинтересованной в театре, у нас консервативная публика. Вы говорите, на Южном Урале много театров по сравнению с другими регионами России? А давайте сравним Челябинск с европейскими малыми городами, где население 200 тысяч человек, а театров в два раза больше, чем в нашей трехмиллионной области! И учитывайте количество потребителей: в Челябинске людей, которые ходят в театр, больше не становится. А в Европе считается неприличным не ходить в театр, если ты занимаешь определенный статус в обществе. Хочешь - не хочешь, а положение обязывает. Так возникает привычка: люди идут в театр, покупают абонементы.

 

РГ: Нынешняя "Камерата" юбилейная - десятая. Но начинался фестиваль 16 лет назад. Как он изменился за это время?

 

Мещанинова: В этом году на участие в фестивале было подано 50 заявок, то есть мы могли бы вам показать 50 спектаклей. Для сравнения, в прошлые годы таких предложений у нас было вполовину меньше. Театральный процесс, по крайней мере, активизировался. А когда мы начинали "Камерату", у нас не было опыта проведения фестивалей - все делали с перепугу. Это были 1990-е годы - время, когда в театры никто не шел, и нам хотелось любым способом о себе заявить. Первые "Камераты" строились на коммерческих спектаклях: мы приглашали звездных исполнителей, они играли в антрепризах. Но когда фестиваль прижился в городе, вектор сменился. Мы перестали бояться сложных, авангардных спектаклей.

 

РГ: То есть "Камерата" будет фестивалем экспериментирующих театров?

 

Мещанинова: Если говорить современным языком, нас интересует "продвинутый" театр. То есть тот, который двигается, рискует, ставит новую драматургию. Например, поляки привозят спектакль "Расписание" - это пример визуального театра. Очень своеобразный спектакль "Похороните меня за плинтусом" красноярского театра - в нем такая степень откровенности и вторжения в личную жизнь, которую не каждый может принять.

 

Провокация со сцены

 

РГ: Но у вас в афише "Гамлет" - какая же это новая драматургия?

 

Мещанинова: Этого "Гамлета" поставил Николай Коляда. Зритель может застрелить автора за надругательство над Шекспиром, но ему придется признать, что это авторский спектакль, что это Шекспир Николая Коляды. Его "Гамлета" нужно либо целиком принимать, либо не принимать вовсе. Ругаться с ним бессмысленно.

 

РГ: На прошлой "Камерате" был спектакль "Кроткая" по рассказу Достоевского: на сцене один актер, над ним - огромный экран со скабрезным видеорядом, никак не связанным с классиком. Вы помните, зрители вставали и требовали "прекратить это безобразие!"? Вы и сейчас хотите спровоцировать публику?

 

Мещанинова: Еще Мейерхольд говорил: спектакль случился, если одна половина зрителей побила другую половину зрителей. Конфликт в зале должен быть. А чаще всего бывает так: смотришь спектакль, он ни хороший, ни плохой, выходишь из театра и забываешь о нем. А "Кроткая" вызвала эмоции: зрители хотя бы возмущались и всем рассказывали, как в театре глумились над Достоевским. Но это и означает, что зритель включился в художественный процесс. Думаю, "Гамлет" Коляды в этом году вызовет такую же реакцию.

 

РГ: А чем еще порадует челябинцев юбилейная "Камерата"?

 

Мещанинова: В этом году мы рискнули поставить в афишу много современных авторов. У нас будет четыре спектакля по Марину Мак-Донаху - на этого ирландского драматурга нынче эпидемия. В Челябинске нет ни одной постановки по его пьесам, и мы решили познакомить город с этим автором.

 

РГ: Ну а милый сердцу психологический театр на "Камерате" будет?

 

Мещанинова: Пожалуйста: "Преступление и наказание" в исполнении драмтеатра города Прокопьевска - по форме это привычный спектакль. Но именно с ним, а не с Мак-Донахом мы больше всего рискуем. Как показывает практика, современному театру не нужен Достоевский, не нужен Гоголь. Зритель нам говорит: мы на работе устаем, мы дома устаем, а вы еще и в театре нам голову морочите! Дайте нам то, над чем не нужно думать - дайте нам какого-нибудь Тютькина!

 

Без попкорна

 

РГ: Понятное дело: фестиваль приносит радость зрителю, а головная боль - участь организаторов…

 

Мещанинова: Ох, если я начну жаловаться… Расходы на фестиваль год от года растут в геометрической прогрессии. Как иначе: железная дорога поднимает цены, проживание в гостиницах и питание гостей обходится все дороже. Но резко повысить стоимость билетов на спектакль мы не можем, потому что к нам ходит зритель, который считает каждый рубль в своем кармане. Билеты на "Камерате" будут дороже по сравнению с репертуарными постановками, но всего рублей на сто. Приходится и психологию учитывать: почему-то в кино за 500 рублей люди идут, а в театр - нет. Видимо, в кино идут потому, что там еще и попкорн продают. А в театре попкорна нет.

 

РГ: Наверно, не раз была мысль отказаться от фестиваля?

 

Мещанинова: Неоднократно. Каждый раз говорю себе: "Все! Больше этого не повторится!" Но мною движет упрямство: почему в таком большом городе, как Челябинск, не может быть успешного театрального фестиваля?! Без него мы все - глубочайшая провинция, инертно живущие люди. Посмотрите, как Екатеринбург борется за свои проекты! Вот Магнитогорск со своим "Театром без границ" это понимает. Может быть, Магнитка - более патриотичный город: там хотят иметь лучшую спортивную команду, лучший театральный фестиваль.

 

РГ: Спектакль Камерного театра стоит последним в афише фестиваля. Поскромничали?

 

Мещанинова: На "Камерате" наш театр играет "Парадоксы преступления" по Достоевскому-Честертону. Спектакль достойный, но мы даже из конкурса его исключили. Получается так: к нам приезжает независимое жюри, на этих людей никто не давит, не просит отметить дипломчиком - я вам внуком клянусь. Но мы, как хозяева фестиваля, с членами жюри чаевничаем, то есть принимаем их так хорошо, что им становится неловко оставить нас без какой-нибудь награды. И, понимаете, чистота жанра уходит…

 

Мария Орлова, Челябинск

 

Источник: "Российская газета-Неделя" - Южный Урал №4754 от 18 сентября 2008 г.

 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.