Новости
24.02.2009
Театральный марафон к юбилею БДТ
Генриетта Яновская с гордостью показывает фотографию, которая висит в ее кабинете на почетном месте. «Мой великий учитель» – именно так она называет Георгия Товстоногова. Не случайно в Московском ТЮЗе с таким трепетом говорят о гастролях на сцене Большого драматического театра, который носит его имя. «Приглашение на фестиваль к юбилею БДТ – я им горжусь. Для меня это действительно счастливое приглашение. Поедет "Трамвай "Желание" – это мой спектакль, и поедет "Великий инквизитор" по Достоевскому. Это спектакль Гинкаса», – замечает Яновская. «Для нас это такой экзамен, такое волнение, как будто бы в зале сидит Георгий Александрович Товстоногов, который никогда не видел наших спектаклей», – добавляет режиссер Кама Гинкас.
Товстоногов действительно не ходил на спектакли своих учеников, зато они бывали в БДТ регулярно и, конечно, видели его «Трех сестер». Это сегодня пьесы Чехова можно увидеть в афише каждого театра, а тогда, в 1965 году, Товстоногов посягнул на МХАТовскую монополию. «Он, можно сказать, вытаскивал Чехова с хрестоматийных полок псевдомхатовской традиции и в то же время не опускал его до уровня уличного восприятия Чехова», – поясняет театровед Борис Любимов.
Не испугавшись сравнений со спектаклем Товстоногова, Галина Волчек выбрала для петербургских гастролей именно «Трех сестер». В репертуаре «Современника» эта пьеса идет с начала 1980-х. Самая свежая трактовка классической чеховской истории принадлежит главной «современнице». Стоило Галине Борисовне немного сместить акценты – и спектакль приобрел новое звучание. «В последней редакции спектакль стал более мудрый, более терпимый, более глубокий, нежели ранняя редакция. Но так и должно быть. Ради этого театру и стоит жить и развиваться», – считает Борис Любимов.
При этом не забывать и о своих традициях – добавят в Малом театре. «Домом Островского» его стали называть еще при жизни драматурга. Его пьесы и сегодня можно увидеть в афише театра. Вопрос, какого автора представлять на фестивале БДТ, в случае с Малым стал риторическим. «Мудреного нет, что Малый театр привозит спектакли того драматурга, который, во-первых, близок Малому театру, а во-вторых, был не чужд Георгию Александровичу», – говорит Борис Любимов.
«Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы» – Товстоногов не раз ставил Островского, а вот за шекспировского «Гамлета» мастер так и не взялся. «Он был не только крупнейшим режиссером, он был еще выдающимся политиком. По чужим стопам он идти не хотел. И когда "Гамлет" открыл по-своему Любимов, для него на какое-то время эта пьеса была зачеркнута», – рассказывает театровед Любимов. «Гамлета» на фестивале в Санкт-Петербурге представляет МХТ имени Чехова. По признанию режиссера Юрия Бутусова, когда имеешь дело с Шекспиром, главное избежать ложного пафоса. Удалось ли это московской труппе – судить петербургским зрителям.
Источник: Культура