Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
26.02.2009
Смерть глазами клоуна
Долгое ожидание новой постановки изменило пьесу Стоппарда до неузнаваемостиДолгое ожидание новой постановки изменило пьесу Стоппарда до неузнаваемости.

В «Другом театре», специально созданном при театре «Квартет И» для экспериментов, прошла премьера спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по самой известной пьесе британского драматурга Тома Стоппарда. Пьесу еще до эмиграции перевел Иосиф Бродский, главных героев сыграли Евгений Стычкин и Анатолий Белый, а главной жертвой эксперимента оказались идеи ее автора.

Драматург, сочинивший «Розенкранца и Гильденстерна» в 1966 году, бросил в этой пьесе вызов самому Уильяму Шекспиру. Он не просто сделал двух второстепенных персонажей трагедии «Гамлет» главными героями своего опуса, превратив мытарства принца Датского в фон для их истории. Стоппард выступил против шекспировской идеи «мира-театра». Ведь если классик прав, то люди, заигравшись, могут забыть о смерти и почувствовать себя властителями мира. И тут же расплатятся за это. Как бы не цеплялся человек за жизнь, считает драматург, рано или поздно он умрет. Его судьба — не более чем цепочка случайностей, а умирая, человек оставляет наш мир навсегда. Эти и другие экзистенциальные выводы скрыты в тексте под массой цитат, литературных парадоксов и сложной системы двойников. В пьесе помимо Розенкранца и Гильденстерна участвуют обитатели Эльсинора (от Гамлета до Гертруды и Полония), а также команда бродячих актеров, которая по ходу дела разыгрывает представления.

«Розенкранца и Гильденстерна» ставят довольно редко: история, придуманная Стоппардом, напоминает извилистый лабиринт, из которого сложно найти выход. Ее первой и единственной театральной версией на столичной сцене долго оставался спектакль Евгения Арье, появившийся в Московском академическом театре имени Вл. Маяковского в 1990 году.

Взявшись за «Розенкранца и Гильденстерна» почти 20 лет спустя, режиссер Павел Сафонов не стал углубляться в экзистенциальные тонкости. Он заметно сократил текст, упростил систему двойников, сведя три группы персонажей к двум (роли обитателей Эльсинора играют бродячие актеры). После режиссерских манипуляций происходящее на сцене стало напоминать балаганное представление, которым заправляет вожак бродячей труппы — Актер (Григорий Сиятвинда). Он лихо меняет маски, лукавит, и, если надо, обведет вокруг пальца кого угодно. Его товарищи по ремеслу одеты кто во что горазд (в составе бродячей труппы — первоклассные актеры Валерий Горин, Илья Окс, Денис Яковлев) и все как один с удовольствием хулиганят и дурачатся. Оказавшись в этом балагане, приятели Гамлета превратились в пару клоунов. Добродушный Розенкранц (Евгений Стычкин) демонстрирует обаятельное простодушие, напористый Гильденстерн (Анатолий Белый) — азарт и шарм.

Стремительное и веселое действо пестрит театральными эффектами, милыми отсебятинами и репризами. Праздничному и яркому зрелищу мешает только одно: философские идеи Стоппарда, время от времени звучащие в репликах. Но режиссер так старательно их обходит и обыгрывает, что драматург, случись ему присутствовать на спектакле, вероятно, и не узнал бы своего детища. Мысли о бренности всего земного, заставившие Стоппарда вступить в полемику с Шекспиром, таят, как струящийся по сцене дым. Доказывая, что жизнь и смерть — всего лишь театр, актеры умирают по несколько раз за спектакль. И воскресают — едва раздаются звуки аплодисментов.

Актер Анатолий Белый: «Розенкранц и Гильденстерн бездействуют, предавая этим Гамлета»
С тех пор, как я начал работать в МХТ имени А. П. Чехова, я редко играю спектакли на стороне. Но в предложении Павла Сафонова меня заинтересовал материал, возможность сыграть в пьесе Стоппарда и актерская команда, которую он собрал. Мне кажется, что Розенкранц и Гильденстерн в пьесе Стоппарда напоминают две стороны одной монеты, орла и решку. Хотя я бы не стал выяснять, кому какая сторона досталась. Розенкранц — более мягкий и милый, а мой Гильденстерн любит произносить витиеватые фразы, но это не значит, что он умнее. Во время репетиций мы много импровизировали и придумывали, но мне хочется, чтобы зрители не только смеялись, но и поняли, что видят историю о падении души. Розенкранц и Гильденстерн допускают одну слабость за другой, бездействуют, предавая этим Гамлета. И с каждым поступком опускаются все ниже и ниже. Возможно, в какой-то момент они и пытаются остановиться. Но уже поздно, ничего изменить нельзя.
 
Ольга Романцова
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.