Новости
24.08.2009
Наследие Шекспира как предмет дележа
Великий драматург Уильям Шекспир, которого Иван Сергеевич Тургенев назвал одним из самых лучезарных, самых великих человеческих имён, появился на свет 445 лет назад — 23 апреля 1564 года. Парадоксально, но, хотя имя действительно грандиозно по значимости в мировой культуре, сама же личность Шекспира — загадка до сих пор. Впрочем, даже дата его рождения также многими ставится под сомнение. Биография имеет прорехи, а с достоверными портретами совсем беда — их почти нет. Да и вообще, «а был ли мальчик»?
Ну как же не был? Ведь поэт похоронен в алтарной части стратфордского храма святой Троицы, поскольку ещё в 1605 г. он был удостоен титула «пастор без духовного звания». Здесь хранятся факсимильные реликвии. Здесь же в Стратфорде находится дом его жены[1] и новый дом «Нью плейс», который позднее построил сам Шекспир. Первым биографом Шекспира был пастор Джон Уард, служивший викарием в Стратфорде. Биография получилась скудная. Из неё мы, в частности, узнаём, что крестили Шекспира 26 апреля в той же церкви св. Троицы (обычно обряд крещения производили на третий день). Просто родители Шекспира были неграмотными, поэтому записать в семейную летопись дату рождения маленького Уильяма было некому.
Знаем мы и то, что Шекспир посещал городскую школу, однако предпочитал учёбе прогулки по окрестностям. Романтический юноша, днём он мечтательно бродил по лесам и полям, а по вечерам слонялся по улочкам Стратфорда. Так и встретил свою будущую жену Энн Хатауэй. Ну, что необычного? Самая простая биография. Самый обыкновенный парень.
Вот тут-то и загвоздка. Ну не был этот Шекспир высоколобым интеллектуалом, впитывавшим знания с младых ногтей. Не был! Сверимся с Большой Советской Энциклопедией: «Шекспир (Shakespeare) Уильям (родился 23.4. 1564, Стратфорд-он-Эйвон, — умер 23.4.1616, там же), английский драматург и поэт. Родился в семье ремесленника и торговца Джона Шекспира. Учился в грамматической школе, где усвоил латынь и основы древнегреческого языка. С конца 1580-х гг. — актёр (оставил сцену около 1603) и драматург в Лондоне. С 1594 пайщик театральной труппы «Слуги лорда-камергера» (с 1603 — труппа короля). Около 1612 вернулся в Стратфорд. Скудость биографических сведений дала повод выдвигать на роль автора его произведений Ф. Бэкона, графов Рэтленда, Оксфорда, драматурга К. Марло и др. Однако внимательное изучение культурной жизни эпохи и творчества Шекспира выявляют научную несостоятельность этих гипотез». Энциклопедия советская, поэтому «несостоятельность гипотез» западных шекспироведов и некоторых отечественных отщепенцев объясняется очень просто: «Традиции передовой русской мысли продолжило и развило советское шекспироведение на основе глубоких обобщений, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом». Вот и всё, и отстаньте со своими глупостями, Бога ради!
Так пьесы писал Шекспир или кто-то, прямо скажем, поумнее? Клиф Деффер, главный хранитель Дома-музея У. Шекспира, скажет вам то же, что когда-то говорил Петру Вайлю: «Два самых распространённых вопроса от посетителей — писал ли Шекспир сам свои пьесы и был ли он счастлив в браке. На первый я отвечаю — бесспорно, да, на второй — думаю, да, ведь не зря он все время возвращался в Стратфорд-на-Эйвоне, где жила его жена».
Когда-то ходили слухи, что «Гамлета» написал не Шекспир. Тогда кому принадлежит авторство истории или, если угодно, легенды о принце Датском? Специалистам давно известно — действительно не Шекспиру. Да, история не его, но литературный шедевр на основе древней легенды написал некто Шекспир!
Кстати, один из вариантов первоисточника обнаружен и в Российской национальной библиотеке. Легенду о принце Датском обнаружили в одном из неизвестных первопечатных немецких изданий XV века. Речь идёт о датских хрониках знаменитого Саксона Грамматика, жившего в XII веке. Легенда же, записанная Грамматиком относится вообще к IX веку. Поражает то, что летопись на нижненемецком языке была напечатана уже в 1490 году.
Именно у Грамматика появляется легенда о Гамлете, или, как значится в тексте, Амблетусе. Сюжет очень схож с вариантом Шекспира. Созвучны и имена королевы: в легенде — Герута, у Шекспира — Гертруда. Принц Датский Амблетус хочет отомстить своему дяде, который убил его отца ради короны. Амблетус, сказавшись безумцем, скрывает свой замысел. По легенде, как и у Шекспира, принц отправлен в Англию.
Предыдущих владельцев книги, хранящейся в Российской национальной библиотеке, сегодня установить почти невозможно, но на её полях есть пометки. Стенли Уэллс — профессор Бирмингемского университета, изучая книгу, хранящуюся в Российской национальной библиотеке, сразу сделал вывод, что вряд ли это пометки Шекспира. Вполне возможно, что он с этой книгой даже знаком не был, а знал лишь её перевод. Возможно, он читал её латинский перевод. Есть вероятность и того, что историю эту Шекспир услышал в пересказе заезжих актёров.
Всё тот же Клиф Деффер, главный хранитель Дома-музея У. Шекспира, говорит: «Если бы я встретил здесь, в его доме, самого Шекспира, я бы задал ему только один вопрос — где он был эти семь лет между своей женитьбой и появлением в Лондоне». Да, это действительно важный вопрос. Это период, когда из обычного двадцатилетнего парня вырос литератор мирового масштаба.
А дело в том, что и здесь кроется загадка биографии поэта. Ходили слухи, что Шекспир скрывался от преследований Томаса Люси, в чьих владениях поэт незаконно охотился на оленей. В Лондоне Шекспир оказался под покровительством лорда Саутгемптона и начал писать пьесы. Правда, никто не объясняет толком, как это «взял, да и начал». Когда же вельможа оказался в опале, Шекспир вернулся в Стратфорд, уже владея солидным капиталом. Деньги, полученные в качестве пайщика успешного театра «Глобус», Шекспир вложил в землю. Так появился его новый дом. Сейчас он называется «Нью плейс». Такова официальная версия.
Но работа в театре — это не учёба в университете. За семь лет, конечно же, много чему можно научиться. Но превратиться в высоколобого интеллектуала, написавшего исторические хроники, без долгого и усердного ученья невозможно. Подмостки сцены могут дать жизненный опыт, но не знания. Так где же те университеты, которые окончил Шекспир, прежде чем проявить свои талант и эрудицию в литературе? Где?
Стратфордианцы упорно утверждают, что Шекспир, писавший знаменитые пьесы и сонеты, был актёром театра «Глобус». Кстати, руины театра, в котором играл актёр по имени Шекспир, совсем недавно найдены в Лондоне — что ещё доказывать? Для многих других шекспироведов всё это не доводы. Они считают, что актёр Шекспир — одно лицо, а литератор — совсем другое! К сегодняшнему дню у них есть масса версий о том, кто скрывался за псевдонимом «Шекспир». Надо сказать, что версии одна другой логичней, но взаимно противоречивы настолько, что сегодня претендентов на роль великого драматурга набирается больше двух десятков. И под каждую версию подведена солидная доказательная база.
Однажды известный филолог и переводчик Марина Литвинова взяла очень подробную биографию Шекспира и не увидела ничего, что связывало бы его с Гамлетом. Обратилась в тогда ещё Ленинскую библиотеку, взяла старые биографии и увидела, что не только у неё есть сомнения. Оказалось, в конце XIX века многие исследователи утверждали, что Шекспиром был Фрэнсис Бэкон. Затем ей в руки попалась книга Шупулинского, который считал, что под псевдонимом «Шекспир» скрывался Роджер Мэннерс, пятый граф Рэтленд.
«И я поверила, что Шекспир — Рэтленд. Эта книга написана на основе исследований бельгийского шекспироведа Дэмблона, который прочитал пять тысяч книг и пришёл к выводу, что Шекспир был Роджер Мэннерс, пятый граф Рэтленд. И я была уверена, что это так, потому что на события жизни Рэтленда очень хорошо укладываются все пьесы и даже все сонеты», — говорит Литвинова.
Но Рэтленд, который, безусловно подходит, чтобы быть Шекспиром, на самом деле не мог быть один. «Потому что исторические хроники Шекспира — это шесть или семь книг — написаны человеком, который не просто сочиняет пьесы, а у него есть историческая концепция. Причём это концепция Фрэнсиса Бэкона. Вот если их соединить — великого мыслителя и великого поэта, — то это и получится Шекспир», — утверждает Марина Литвинова. Смелая «гибридизация»! Буквально по Гоголю: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»
Литвинова приводит и другие доказательства. Например, псевдоним «Шекспир» появился в честь Афины Паллады — «потрясающей копьём» («Shake Spear») — древнегреческая богиня была музой графа Рэтленда. Именно этот «поэт», по мнению Литвиновой, уже более четырёхсот лет будоражит человеческие умы, а вовсе не реально существовавший актёр, фамилия которого звучит как «Шакспер».
Но зачем Бэкону и Рэтленду эта мистификация? Вот, к примеру, в случае с Черубиной де Габриак всё понятно, — там в «завесе тайны» был смысл. А здесь? Нет, явного мотива не просматривается.
Окончание в следующем выпуске

Знаем мы и то, что Шекспир посещал городскую школу, однако предпочитал учёбе прогулки по окрестностям. Романтический юноша, днём он мечтательно бродил по лесам и полям, а по вечерам слонялся по улочкам Стратфорда. Так и встретил свою будущую жену Энн Хатауэй. Ну, что необычного? Самая простая биография. Самый обыкновенный парень.
Вот тут-то и загвоздка. Ну не был этот Шекспир высоколобым интеллектуалом, впитывавшим знания с младых ногтей. Не был! Сверимся с Большой Советской Энциклопедией: «Шекспир (Shakespeare) Уильям (родился 23.4. 1564, Стратфорд-он-Эйвон, — умер 23.4.1616, там же), английский драматург и поэт. Родился в семье ремесленника и торговца Джона Шекспира. Учился в грамматической школе, где усвоил латынь и основы древнегреческого языка. С конца 1580-х гг. — актёр (оставил сцену около 1603) и драматург в Лондоне. С 1594 пайщик театральной труппы «Слуги лорда-камергера» (с 1603 — труппа короля). Около 1612 вернулся в Стратфорд. Скудость биографических сведений дала повод выдвигать на роль автора его произведений Ф. Бэкона, графов Рэтленда, Оксфорда, драматурга К. Марло и др. Однако внимательное изучение культурной жизни эпохи и творчества Шекспира выявляют научную несостоятельность этих гипотез». Энциклопедия советская, поэтому «несостоятельность гипотез» западных шекспироведов и некоторых отечественных отщепенцев объясняется очень просто: «Традиции передовой русской мысли продолжило и развило советское шекспироведение на основе глубоких обобщений, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом». Вот и всё, и отстаньте со своими глупостями, Бога ради!
Так пьесы писал Шекспир или кто-то, прямо скажем, поумнее? Клиф Деффер, главный хранитель Дома-музея У. Шекспира, скажет вам то же, что когда-то говорил Петру Вайлю: «Два самых распространённых вопроса от посетителей — писал ли Шекспир сам свои пьесы и был ли он счастлив в браке. На первый я отвечаю — бесспорно, да, на второй — думаю, да, ведь не зря он все время возвращался в Стратфорд-на-Эйвоне, где жила его жена».
Когда-то ходили слухи, что «Гамлета» написал не Шекспир. Тогда кому принадлежит авторство истории или, если угодно, легенды о принце Датском? Специалистам давно известно — действительно не Шекспиру. Да, история не его, но литературный шедевр на основе древней легенды написал некто Шекспир!
Кстати, один из вариантов первоисточника обнаружен и в Российской национальной библиотеке. Легенду о принце Датском обнаружили в одном из неизвестных первопечатных немецких изданий XV века. Речь идёт о датских хрониках знаменитого Саксона Грамматика, жившего в XII веке. Легенда же, записанная Грамматиком относится вообще к IX веку. Поражает то, что летопись на нижненемецком языке была напечатана уже в 1490 году.
Именно у Грамматика появляется легенда о Гамлете, или, как значится в тексте, Амблетусе. Сюжет очень схож с вариантом Шекспира. Созвучны и имена королевы: в легенде — Герута, у Шекспира — Гертруда. Принц Датский Амблетус хочет отомстить своему дяде, который убил его отца ради короны. Амблетус, сказавшись безумцем, скрывает свой замысел. По легенде, как и у Шекспира, принц отправлен в Англию.

Всё тот же Клиф Деффер, главный хранитель Дома-музея У. Шекспира, говорит: «Если бы я встретил здесь, в его доме, самого Шекспира, я бы задал ему только один вопрос — где он был эти семь лет между своей женитьбой и появлением в Лондоне». Да, это действительно важный вопрос. Это период, когда из обычного двадцатилетнего парня вырос литератор мирового масштаба.
А дело в том, что и здесь кроется загадка биографии поэта. Ходили слухи, что Шекспир скрывался от преследований Томаса Люси, в чьих владениях поэт незаконно охотился на оленей. В Лондоне Шекспир оказался под покровительством лорда Саутгемптона и начал писать пьесы. Правда, никто не объясняет толком, как это «взял, да и начал». Когда же вельможа оказался в опале, Шекспир вернулся в Стратфорд, уже владея солидным капиталом. Деньги, полученные в качестве пайщика успешного театра «Глобус», Шекспир вложил в землю. Так появился его новый дом. Сейчас он называется «Нью плейс». Такова официальная версия.
Но работа в театре — это не учёба в университете. За семь лет, конечно же, много чему можно научиться. Но превратиться в высоколобого интеллектуала, написавшего исторические хроники, без долгого и усердного ученья невозможно. Подмостки сцены могут дать жизненный опыт, но не знания. Так где же те университеты, которые окончил Шекспир, прежде чем проявить свои талант и эрудицию в литературе? Где?
Стратфордианцы упорно утверждают, что Шекспир, писавший знаменитые пьесы и сонеты, был актёром театра «Глобус». Кстати, руины театра, в котором играл актёр по имени Шекспир, совсем недавно найдены в Лондоне — что ещё доказывать? Для многих других шекспироведов всё это не доводы. Они считают, что актёр Шекспир — одно лицо, а литератор — совсем другое! К сегодняшнему дню у них есть масса версий о том, кто скрывался за псевдонимом «Шекспир». Надо сказать, что версии одна другой логичней, но взаимно противоречивы настолько, что сегодня претендентов на роль великого драматурга набирается больше двух десятков. И под каждую версию подведена солидная доказательная база.
Однажды известный филолог и переводчик Марина Литвинова взяла очень подробную биографию Шекспира и не увидела ничего, что связывало бы его с Гамлетом. Обратилась в тогда ещё Ленинскую библиотеку, взяла старые биографии и увидела, что не только у неё есть сомнения. Оказалось, в конце XIX века многие исследователи утверждали, что Шекспиром был Фрэнсис Бэкон. Затем ей в руки попалась книга Шупулинского, который считал, что под псевдонимом «Шекспир» скрывался Роджер Мэннерс, пятый граф Рэтленд.
«И я поверила, что Шекспир — Рэтленд. Эта книга написана на основе исследований бельгийского шекспироведа Дэмблона, который прочитал пять тысяч книг и пришёл к выводу, что Шекспир был Роджер Мэннерс, пятый граф Рэтленд. И я была уверена, что это так, потому что на события жизни Рэтленда очень хорошо укладываются все пьесы и даже все сонеты», — говорит Литвинова.
Но Рэтленд, который, безусловно подходит, чтобы быть Шекспиром, на самом деле не мог быть один. «Потому что исторические хроники Шекспира — это шесть или семь книг — написаны человеком, который не просто сочиняет пьесы, а у него есть историческая концепция. Причём это концепция Фрэнсиса Бэкона. Вот если их соединить — великого мыслителя и великого поэта, — то это и получится Шекспир», — утверждает Марина Литвинова. Смелая «гибридизация»! Буквально по Гоголю: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»
Литвинова приводит и другие доказательства. Например, псевдоним «Шекспир» появился в честь Афины Паллады — «потрясающей копьём» («Shake Spear») — древнегреческая богиня была музой графа Рэтленда. Именно этот «поэт», по мнению Литвиновой, уже более четырёхсот лет будоражит человеческие умы, а вовсе не реально существовавший актёр, фамилия которого звучит как «Шакспер».
Но зачем Бэкону и Рэтленду эта мистификация? Вот, к примеру, в случае с Черубиной де Габриак всё понятно, — там в «завесе тайны» был смысл. А здесь? Нет, явного мотива не просматривается.
Окончание в следующем выпуске
Источник: «Агентство РБИ» № 13 от 24.08.2009
[1] На самом деле дом Анны Хатауэй находится не в самом Стратфорде, а неподалеку, в Шоттери — прим. ред. БД «Русский Шекспир».