Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
31.08.2009
Наследие Шекспира как предмет дележа
Окончание. Начало см. в выпуске № 13 (13) от 24.08.2009
 
Наследие Шекспира как предмет дележаВ предыдущем выпуске мы начали рассматривать версии, которые приводят шекспироведы, когда говорят о личности Уильяма Шекспира. Стратфордианцы утверждают, что поэт и драматург был актёром театра «Глобус», родившимся в Стратфорде и там же упокоившимся. Есть версия, что под псевдонимом «Шекспир» скрылись два крупных деятеля елизаветинской эпохи — Бэкон и Рэтленд. Но какого-то глубокого смысла в этой мистификации мы не увидели.
 
А вот у английского дипломата и политика, потомка короля Эдуарда III сэра Генри Нэвилла, такой мотив был. Британские исследователи Бренда Джеймс и Вильям Рубинштейн (University of Wales) приписывают ему авторство всех шекспировских пьес и сонетов.

Учёные утверждают, что шекспировские произведения и переписка Нэвилла (частная и дипломатическая) стилистически необыкновенно схожи. Да и словарный запас авторов одинаков. Более того, пьесы опираются на обстоятельства жизни Нэвилла, на маршруты его путешествий. Годы жизни Нэвилла — с 1562 по 1615 — также практически совпадают с шекспировскими (1564–1616).

Между 1599 и 1600 Нэвилл служил на дипломатическом поприще во Франции. Этот биографический факт может объяснить появление пьесы «Генрих V». Дело в том, что некоторые сцены в ней написаны по-французски, а Шекспир, как известно, французским языком не владел!

Джеймс и Рубинштейн обнаружили мотив мистификации Нэвилла. Из-за пьесы «Ричард II», в которой речь идёт о насильственном свержении монарха и которая исполнялась в Лондоне перед неудачным восстанием графа Эссекского, Шекспира допрашивали с пристрастием, но не арестовали. А Нэвилл, активный участник мятежа, отправленный в Тауэр «за измену», вряд ли отделался бы так легко, если бы властям стало известно, что он и есть автор крамольной пьесы.

Кроме того, специалисты ссылаются на документы, которые до сих пор не получили должной оценки в научной среде. Ещё в 1867 г. был найден документ, в котором рукой Нэвилла выведены 17 вариантов подписи Шекспира! А также существуют наброски, сделанные Нэвиллом в Тауэре и использованные в пьесе «Генрих VIII».

Загадки, загадки… Не жизнь, а ребус. Всё же с течением времени некоторые находки проливают свет на личность и биографию Шекспира. До сих пор не было известно, как точно выглядел Шекспир, который играл в «Глобусе». В мире есть всего лишь два его портрета, которые признаны точными изображениями драматурга. Но они оба — посмертные. Авторство этих портретов не установлено. Недавно же в частном собрании был найден абсолютно уникальный портрет. Как было заявлено, этому произведению искусства 400 лет, и оно является единственным прижизненным портретом Шекспира. Учёные датируют его 1610 г. Получается, что портрет был написан за 6 лет до смерти Шекспира.

Портрет уже многие поколения находится у семьи Кобб, которая связана родственными узами с Генри Ризли, покровителем Шекспира. Этот экспонат стал главной изюминкой выставки, посвящённой творчеству Шекспира, проходящей в Великобритании с 23 апреля по 6 сентября 2009 г. Стратфордианцы торжествуют — у них появилось доказательство того, что Шекспир существовал. Но противники версии о том, что актёр «Глобуса» написал все шекспировские произведения, не сдаются.

Недавно появились сообщения о том, что пролить свет на тайну личности автора «Гамлета» и знаменитых сонетов британские учёные могут уже к концу этого года. Это смелое заявление было сделано после того, как группа специалистов в ходе исследования саркофага в могиле Фулка Гревилла с помощью ультразвука обнаружила три похожие на коробки предмета. Весь литературный мир пришёл в крайнее волнение в связи с этой находкой. Сейчас оно усилилось, когда прихожане церкви Святой Марии дали согласие на проведение специальных работ внутри саркофага Гревилла с целью установить, что находится внутри этих коробок. Специалисты не исключают, что в них хранятся рукописи, по крайней мере, одного из произведений, считающихся написанными Шекспиром.

Наследие Шекспира как предмет дележаФулк Гревилл никогда не был в фаворитах гонки за шекспировский псевдоним. Но он был современником Шекспира, и некоторые специалисты считают его автором ряда пьес и сонетов, которые тому приписываются. Известно, что Гревилл и Шекспир жили в Лондоне на одной улице, имели общих литературных друзей. Гревилл также был вхож в ближайший круг английской королевы Елизаветы и состоял в тайном обществе розенкрейцеров. Кстати, его перу принадлежат известные строки:
О, как удел твой жалок, человек! —
Зачат в грехе — но презираешь грех,
Рождён больным — но тщишься быть здоровым!
И как Природа всё смешала жутко —
Веленья страсти с прихотью рассудка! 
В записях Гревилла есть необычное, но очень важное место, в котором он называет себя «мастером Шекспира», то есть наставником! Что это значит? Возможно, раскопки дадут ответ и на этот вопрос. Согласно преданию, перед смертью Гревилл распорядился захоронить с собой три рукописи. Одна из них — пьеса «Антоний и Клеопатра», автором которой традиционно считается Шекспир.

Автором гипотезы о том, что Фулк Гревилл был автором «Антония и Клеопатры», является отдалённый потомок Гревилла — историк по имени А. В. Л. Сондерс (AWL Saunders). Он утверждает, что в гревилловском жизнеописании сэра Филипа Сидни, прославленного поэта той же эпохи, содержатся сведения о том, что именно Гревилл написал «Антония и Клеопатру». Елизаветинец также оставил сообщение, что пьесе он устроил погребение столь пышное, что вряд ли она бы удостоилась его при жизни. По мнению Сондерса, это значит, что рукопись заключена в пышном саркофаге Гревилла в церкви святой Марии. Там же, вероятно, спрятаны биография королевы Елизаветы I и другие сочинения Гревилла.

Но что это докажет? Вполне возможно, что ничего. И страсти кипели напрасно. Даже если в саркофаге лежит рукопись «Антония и Клеопатры», может повториться история с «Гамлетом». Ещё одно совпадение сюжетов репутации Шекспира уже никак не повредит.

Короче говоря, может возникнуть опять же гоголевская ситуация: «Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой “Юрий Милославский”, так тот уж мой».

Но совсем другое дело, если тексты «Антония и Клеопатры» совпадут полностью, да ещё выяснится, что всё остальное наследие Шекспира, написано рукой Фулка Гревилла. Тогда… Но это совершенно невозможно, так как в три коробки рукописи шекспировских произведений просто не уместятся. Да и претендует Гревилл на роль наставника Шекспира, да на авторство лишь одного произведения. Так, может быть, станет ясно, какие «университеты» заканчивал Шекспир? Быть может, Гревилл учил Шекспира мастерству, а «Антоний и Клеопатра» — «учебное пособие» от наставника? Скоро, надеемся, действительно многое прояснится.
 
Источник: «Агентство РБИ» № 14 от 31.08.2009

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.