Новости
07.09.2010
«Мера за меру» открывает сезон Театра имени Вахтангова
Неизвестный Шекспир открывает новый сезон в Театре имени Вахтангова. Пьеса «Мера за меру» при жизни автора ставилась лишь однажды и в последующие века не обрела славы «Гамлета» или «Ричарда Третьего», но утвердилась в репутации одного из самых таинственных произведений классика. На вахтанговской сцене шекспировскую головоломку разгадывает Юрий Бутусов. Кстати, и «Гамлет», и «Ричард Третий», в арсенале лауреата «Золотой маски» уже есть. Не исключено, что режиссёра привлекло библейское измерение сюжета — «Не судите, да не судимы будете». Подробнее рассказывают «Новости культуры».
Человек и закон — нерв непопулярной шекспировской комедии. Человеческие страсти и искушения вне времени, а закон — вещь относительная. В придуманной Шекспиром Вене власть законодательная и исполнительная находится в одних руках — у Герцога. Ему нелегко. Либерал, даритель свобод и вольностей, устав от всеобщей распущенности, он считает, пора закручивать гайки. Непопулярные меры противоречат его имиджу, и он перепоручает их другому — человеку с безупречной репутацией Анджело. Но Анджело, увы, не ангел. И Герцога, и Анджело в постановке Юрия Бутусова играет один актер. Этим сильным ходом Бутусов решил в Шекспира подпустить Достоевского.
Режиссер Юрий Бутусов говорит: «Противоречия человеческого характера, дуализм некий человеческий, какие-то парадоксы. И мне показалось, что если это будет один артист, то эта мысль, может быть, будет как-то более внятно выражена».
Юрий Бутусов на Шекспире собаку съел, потому к устоявшимся жанровым определениям «комедия» — «трагедия» относится без догматизма. «Если бы он жил сегодня, я уверен, он бы все перемешал, и был бы абсолютно современным человеком», — считает режиссер.
Комедию «Мера за меру» Юрий Бутусов превратил в триллер, а роль Анджело — в трагическую. «Человек, который хотел задавить в себе все человеческое, который хотел стать машиной для исполнения закона. В итоге, человеческое, которое проснулось в нем после встречи с Изабеллой, взяло верх, и фактически его разорвало на части», — говорит актер Сергей Епишев.
«Меру за мерой» иногда ставят как комедию о том, как власть портит человека, но в постановке Бутусова власть развеивается при легком дуновении любви. Мизансцену, которую актеры между собой называют «пушинка», Бутусов нашел не сразу. «По-моему, ее вариантов пятьдесят, поэтому мы прошли через все», — рассказывает актриса Евгения Крегжде.
Чтобы описать бутусовский стиль репетировать, Евгения Крегжде подбирает метафоры. «Как будто есть образ, засыпанный листвой», — говорит она.
Художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас приучил труппу и к метафорам, и к тщательному отбору репертуара. Похоже, он любит именно позднего, мрачного Шекспира. В прошлом году поставил «Троила и Крессиду», в этом году в репертуаре появилась «Мера за меру».

Режиссер Юрий Бутусов говорит: «Противоречия человеческого характера, дуализм некий человеческий, какие-то парадоксы. И мне показалось, что если это будет один артист, то эта мысль, может быть, будет как-то более внятно выражена».
Юрий Бутусов на Шекспире собаку съел, потому к устоявшимся жанровым определениям «комедия» — «трагедия» относится без догматизма. «Если бы он жил сегодня, я уверен, он бы все перемешал, и был бы абсолютно современным человеком», — считает режиссер.
Комедию «Мера за меру» Юрий Бутусов превратил в триллер, а роль Анджело — в трагическую. «Человек, который хотел задавить в себе все человеческое, который хотел стать машиной для исполнения закона. В итоге, человеческое, которое проснулось в нем после встречи с Изабеллой, взяло верх, и фактически его разорвало на части», — говорит актер Сергей Епишев.
«Меру за мерой» иногда ставят как комедию о том, как власть портит человека, но в постановке Бутусова власть развеивается при легком дуновении любви. Мизансцену, которую актеры между собой называют «пушинка», Бутусов нашел не сразу. «По-моему, ее вариантов пятьдесят, поэтому мы прошли через все», — рассказывает актриса Евгения Крегжде.
Чтобы описать бутусовский стиль репетировать, Евгения Крегжде подбирает метафоры. «Как будто есть образ, засыпанный листвой», — говорит она.
Художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас приучил труппу и к метафорам, и к тщательному отбору репертуара. Похоже, он любит именно позднего, мрачного Шекспира. В прошлом году поставил «Троила и Крессиду», в этом году в репертуаре появилась «Мера за меру».
Источник: Культура