Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
15.07.2010
Вершина Тхапсаева. Он славно жил, но мало прожил
Сегодня, 15 июля 2010 г., исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося осетинского актера, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. Станиславского, лауреата Государственной премии им. К. Хетагурова Владимира Тхапсаева.

Владимир ТхапсаевВ нынешний юбилейный год сайт «Осетия-Квайса» уже публиковал интересные воспоминания современников о В. Тхапсаеве и его знаменитом сценическом образе Отелло («55 лет назад Владимир Тхапсаев потряс исполнением роли Отелло театральную Москву» от 12.04.2010 и «Тхапсаев — непревзойденный Отелло» от 11.05.2010). Продолжая исторический экскурс, представляем репортаж, напечатанный 50 лет назад в газете «Социалистическая Осетия», который рассказывает о любопытной встрече талантливого актера в горах на съемках фильма «Сын Иристона».
В Алагире во время съемок фильма «Сын Иристона» к исполнителю роли Коста Хетагурова — артисту Владимиру Тхапсаеву подошел 95-летний колхозник Угалык Макеев.

— Я счастлив, что на старости лет мне довелось снова увидеть живого Коста. Спасибо тебе!

Старый Угалык отвесил низкий поклон. Стоящие вокруг колхозники дружно захлопали в ладоши. Снимался как раз финальный эпизод фильма — сцена возвращения Коста из ссылки к себе на родину, в Осетию. Когда алагирцы узнали, что съемка будет проходить вблизи их города, они большими группами устремились в лощину, где остановился съемочный коллектив. Многие мужчины надели черкески, а женщины — национальные платья, хотя они и не могли предположить, что окажутся самыми непосредственными участниками съемок.

«Игровой» кинематографический эпизод стал скорее походить на действительную встречу народа со своим любимым поэтом, — настолько правдивой и естественной она выглядела. Съемка непроизвольно превратилась в многолюдное празднество. Тхапсаеву пришлось выступать в качестве «настоящего Коста», по настоянию всех собравшихся читать его стихи и рассказывать о его жизни. Вот тогда-то к Тхапсаеву и подошел Угалык Макеев:

— Я очень хорошо помню нашего дорогого Коста. Ты похож на него, как родной брат. Когда смотрю на тебя, забываю, что ты артист!

Слова Макеева были лучшей похвалой.

— Постараюсь, по мере моих сил и возможностей, полнее и ярче воссоздать образ великого певца осетинского народа, — заверил его Тхапсаев. — Как мне удастся это сделать — будут судить зрители!… Задача трудная, очень ответственная. Ни одна роль не казалась мне столь большой и сложной, как роль Коста…

В то время, когда шла подготовка к съемке очередного кадра, старики, укрывшись с Тхапсаевым в тени, вступили с ним в дружескую беседу. Среди них было много таких, кто лично знал Коста. Так, 116-летний Басиев не раз встречался с Коста еще в дни его молодости и вместе с ним ездил в горы. Старик отлично помнит неоднократные посещения Алагира поэтом, его встречи и разговоры с людьми.

Тхапсаев, подражая походке Коста, несколько раз прошелся перед своими строгими судьями, произнес отдельные реплики и прочел отрывки из некоторых стихотворений. Все сделанные ему замечания были очень уместными и точными.

— Непременно ими воспользуюсь! — сказал Тхапсаев.

Под конец беседы Угалык Макеев выразил желание сняться на белом коне Коста.Под конец беседы Угалык Макеев выразил желание сняться на белом коне Коста:

— Это будет на память мне, моим внукам и правнукам.

Тхапсаев охотно согласился.

Над лощиной раздался голос помощника режиссера, во много раз усиленный репродуктором:

— Коста, Доброхотов, Царай — на места! Начинаем съемку!

Режиссер-постановщик В. Чеботарев дает последние указания артистам. Гример-художник поправляет грим. Главный оператор Э. Разовский склоняется к аппарату.

— Свет! — приказывает режиссер.

Ложбина заливается призрачным светом прожекторов.

Съемка начинается…

И вот заснят последний кадр. Работа съемочной группы «Ленфильм» в Северной Осетии закончена. А на следующий день весь большой съемочный коллектив оставил Владикавказ и перебазировался в Пятигорск.

В Пятигорске будут снимать три важнейших эпизода: открытие памятника Ю. Лермонтову, праздник Апшеронского полка — скачки и прощание Коста с Анной Цаликовой.

Затем группа выедет в Ленинград, где начнутся павильонные съемки.

Съемочный коллектив картины «Сын Иристона» взял на себя обязательство сдать фильм в точно намеченный срок — ко дню празднования 100-летия со дня рождения Коста Хетагурова.
 
Источник: Осетия-Квайса

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.