Открытую лекцию, посвященную 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира, прочитает в Вологде известный российский шекспировед Игорь Шайтанов.
Очередная встреча Клуба любителей искусства в Доме Корбакова 8 февраля 2014 года была посвящена Вологодскому ордена «Знак Почета» государственному драматическому театру, который готовится отметить 165-летний юбилей. Пообщаться с поклонниками театра вместе с его художественным руководителем и режиссером Зурабом Нанобашвили пришли артисты, исполнившие главные роли в спектакле «Гамлет»: Дмитрий Бычков, Наталья Абашидзе, Владимир Таныгин, Николай Акулов и Виталий Полозов. «Гамлет» стал и одной из главных тем разговора.
В рамках Года культуры в России тольяттинский драматический театр «Колесо» им. Г. Б. Дроздова совместно с Альянс Франсез Тольятти и Лингвистическим центром «Прайм-тайм», при поддержке Департамента культуры и Управления международных и межрегиональных связей мэрии проводит уникальную акцию. В честь 450 летнего юбилея гения поэзии и драматургии У. Шекспира подготовлена театральная программа перекрестного года культуры России — Великобритании. Этому событию посвящена и премьера спектакля У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» в театре «Колесо». Это наиболее романтическая и одна из самых поэтичных его комедий. Пьеса производит удивительно обаятельное впечатление совершенно неповторимым сочетанием реальности и фантастики, серьезного и смешного, лирики и юмора и, конечно, найдет свою аудиторию среди зрителей Тольятти.
Ожидается, что на премьере, которая через два дня состоится в Генте, будет присутствовать Ее Величество Королева Бельгии. «Ромео и Джульетта» — шекспировская история, рассказать которую языком современной хореографии на знаменитую музыку Сергея Прокофьева в Королевском балете Фландрии доверили хореографу из России Вячеславу Самодурову, почти готова. Первыми премьеру увидят зрители в Генте накануне Дня всех влюбленных — 13 февраля. Затем спектакль покажут в Антверпене, заключительное представление состоится 1 марта. Всего премьерный блок включает 13 спектаклей.
На сцене Национального театра Карелии во вторник, 11 февраля 2014 г., покажут спектакль «Двенадцатая ночь, или Что угодно». Эту комедию Шекспира поставил Андрей Дежонов. Премьера спектакля состоялась в начале ноября 2013 года.
14 февраля 2014 г. на сцене Московского молодежного театра В. Спесивцева пройдет премьерный показ спектакля «Ромео и Джульетта». Он поставлен в рамках уникального проекта «Онлайн-театр». Актеры спектакля — молодые ребята из разных стран мира, они целый год репетировали при помощи Skype знаменитую пьесу Уильяма Шекспира.
11 февраля 2014 г. в кинотеатре «Синема парк» в ТРК «Галерея ART» состоится показ постановки Королевской Шекспировской компании (RSC) «Ричард II».
Проект «Открытая сцена» и режиссер Сергей Аронин обещают показать зрителям другого Шекспира. Постоянный резидент отечественных подмостков — это отвязный чувак с серьгой в ухе, любитель носить на шее бумажную гармошку, настоящий тролль 80-го уровня: пригласил всех на свой день рождения и умер, превратив его в похороны, после чего все усомнились, был ли он на самом деле, или вся его жизнь — розыгрыш и театр.
Госфильмофонд России проводит очередной фестиваль архивного кино, который будет проходить с 24 по 28 февраля 2014 г. Фестиваль отметит две важные даты — 450 лет со дня рождения Шекспира и 200 лет со дня рождения Лермонтова. Будут показаны «Укрощение строптивой» — американская версия 1929 года с Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрнбексом; монтаж хроники репетиций и спектаклей разных лет и разных театров СССР (из коллекции РГАКФД). Для лермонтовской темы был выбран забытый фильм Альберта Гендельштейна 1943 года «Лермонтов».
12 февраля 2014 г. в 21:30 (MSK) приглашаем поклонников Уильяма Шекспира присоединиться к онлайн-трансляции лекции «Говоря на великолепном и прекрасном языке Шекспира» (“Speaking the Bright and Beautiful English of Shakespeare”), посвященной 450-летию со дня рождения великого поэта и драматурга.
С 6 по 17 февраля 2014 г. осуществляется прием заявок от некоммерческих организаций, претендующих на получение субсидий из федерального бюджета, в том числе на проведение фестиваля театрального искусства. В 2014 г., объявленным перекрестным Годом культуры России и Великобритании, также отмечается 450-летие со дня рождения Уильяма Шекспира. В связи с этим афиша фестиваля должна включать постановки по пьесам Шекспира и по произведениям, близким классику английского театра по драматизму и театральности, развивающим традиции Шекспира на современной сцене.
На площадке «Планета.ру» запущен сбор средств на организацию и проведение театрального фестиваля «Только Шекспир». Фестиваль камерных театральных коллективов и отдельных исполнителей (без ограничения статуса и жанра) при участии шекспироведов, культурологов, зрителей и слушателей в качестве полноправных участников, проводится заинтересованными организациями и отдельными лицами.
Во Франции начались съемки фильма «Макбет» с участием обладательницы ряда престижных кинопремий Марион Котийяр. Ее партнером станет актер Майкл Фассбендер, сыгравший в фильме Стива Маккуина «12 лет рабства».
Близнецов Виолу и Себастьяна разлучает кораблекрушение, и юная леди вынуждена переодеться мужчиной и стать пажом герцога, который влюблен в графиню, которая влюбляется в переодетую мужчиной Виолу, которая уже успела влюбиться в герцога, и где-то там пока еще не найденный бродит Себастьян… Старую добрую пьесу Шекспира «Двенадцатая ночь» сыграют в эти выходные актеры театра «Глобус» — не шекспировского, конечно, но очень похожего. В постановке тщательно воспроизведены костюмы, декорации, музыка старинного театра, а главное, как и во времена Шекспира, все роли исполняют мужчины. Ехать в Лондон не придется: посмотреть спектакль можно будет на большом экране в «Синема-парке», и гарантируем: уже через 10 минут вы забудете, что все происходит не вживую.
Самым главным сюрпризом станет постановка шекспировского «Гамлета», которую В. Белякович готовится представить в день 450-летия гранда драматургии — 23 апреля. Каждый, кто видел современные, музыкальные, динамичные постановки режиссёра, понимает, насколько неожиданной обещает стать эта премьера. Примечательно, что с самой пьесой у Валерия Романовича установилась продолжительная и крепкая связь: в 1984 г. он впервые поставил «Гамлета» в московском Театре на Юго-западе, причём заглавную роль сыграл Виктор Авилов, а сам режиссёр предстал в образе Клавдия. Потом в 2003 г. он сделал обновлённую версию спектакля с той же труппой и параллельно подготовил постановку в театре «Арт-Сфера» в Токио. В 2007 г. Белякович продолжил работу в Японии и реализовал постановку шекспировской пьесы в театре «Пикколо» города Амагасаки. За цикл спектаклей «Шекспир на рубеже веков» мастер был удостоен премии правительства Российской Федерации в области культуры.
Studiocanal и Film Four объявили о начавшемся копошении на съемочной площадке новой экранизации трагедии Уильяма Шекспира «Макбет», а также отчитались о последних актерских назначениях. Бережным преобразованием литературного сокровища в сценарный текст занимались Джейкоб Коскофф и Тодд Луисо, на счету которых комедия «Знакомство с Марком» 2008 года. Никаких радикальных вольностей, вроде переноса действия в наше время, эта версия «Макбет» не предполагает, так что любители неразбавленного Шекспира могут облегченно выдохнуть.
Свердловский конкурс и фестиваль «Браво!» традиционно проходит в конце каждого театрального сезона и подводит его итоги. В конкурсе и фестивале принимают участие профессиональные театры Екатеринбурга и Свердловской области. Как рассказали нам в драматическом театре Нижнего Тагила, их спектакли обсуждались жюри в последние дни февраля. На конкурс выставили «Самоубийцу», «Пять вечеров», «Сон в летнюю ночь» и «Дюймовочку». По решению критиков Свердловского отделения Союза театральных деятелей России на официальном портале Дома актера опубликовали афишу фестиваля двадцати лучших спектаклей, которые появились на сценах в минувшем году. Среди них — тагильская комедия о любви Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», режиссёр Татьяна Захарова.
Шекспир… Как много, согласитесь, в этом звуке! Для поклонников творчества великого британца этот год — настоящий подарок, потому что ему, абсолютному классику театральной литературы, исполняется 450 лет. А значит, многие театры обратятся к его бессмертным творениям. Первая шекспировская ласточка этого года в Новосибирске — спектакль «Укрощение строптивой» в «Красном факеле». Странный, неоднозначный, неожиданный и…. Впрочем, обо всем по порядку.
Театр «Красный факел» поставил современную версию шекспировской пьесы «Укрощение строптивой» — с вестерном, танцами go-go, боксом, пивом, заклинаниями из «Гарри Поттера» и другими приметами XXI века.
Смотрите сегодня, 6 февраля 2014 г., на телеканале «Культура» фильм режиссера Джозефа Л. Манкевича «Юлий Цезарь» по одноименной пьесе У. Шекспира. Начало — в 23:50.
13 и 14 февраля 2014 г. в Театре кукол состоится премьерный спектакль для взрослых «По Шекспиру». В то время как всё просвещённое человечество готовится отметить 450-летие со дня рождения Уильяма Шекспира, Театр кукол Карелии сажает его на скамью подсудимых. Но виновен ли величайший драматург в многочисленных убийствах своих героев или нет — будут решать зрители. И очень радует, что мы всё-таки вольны Шекспира оправдать!
В середине января 2014 г. заработал первый массовый открытый онлайн-курс по шекспировскому «Гамлету» Shakespeare’s Hamlet: Text, Performance and Culture, предложенный Шекспировским институтом Бирмингемского университета на платформе FutureLearn. Позади три первые недели курса, за которые его участники должны были погрузиться в текст трагедии, познакомиться с историей текста и первых постановок «Гамлета», узнать о театре и зрителях шекспировской эпохи и о проблеме истинного или притворного сумасшествия главного героя в контексте елизаветинских представлений о гуморальной медицине и меланхолии.
Горький, Достоевский, Шекспир и Платонов — пьесы этих авторов зрители в самое ближайшее время смогут увидеть в Рижском русском театре имени Чехова. О премьерах спектаклей рассказали их режиссеры. 31 марта к 450-летию со дня рождения Шекспира в Рижском русском театре будут «Два веронца» — это одна из самых ранних романтических комедий мастера. Молодость, любовь и дружба и ответ на главный вопрос — как оставаться верным, когда тебя так и обуревают страсти? Этой работой начнется дипломная неделя студентов специального актерского курса театра, которая завершится 8 июня праздничным концертом «Виват академия».
В этом году исполняется 450 лет со дня рождения Уильяма Шекспира. В честь юбилея в петербургском кинотеатре «Аврора» показывают экранизированные постановки самых популярных пьес писателя. Сейчас в программе шекспировского театрального фестиваля — показ работ таких знаменитых актеров, как Кеннет Брана, Том Хиддлстон, Адриан Лестер, Рори Киннир, Дэвид Теннант, Алекс Кингстон, Бенедикт Камбербэтч, Марк Гэтисс и многих других. Российскому зрителю они известны, прежде всего, по популярным фильмам и телесериалам, таким как «Тор», «Шерлок», «Доктор Кто» и «Виртуозы». Но примечательны не только «звезды», весьма оригинальны и сами постановки.
Сегодня, 5 февраля 2014 г., в Татарском государственном театре им. Г. Камала состоялась премьера пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» на татарском языке. Показал спектакль Альметьевский драматический театр, который находится в Казани на гастролях. Режиссер Искандер Сакаев предложил зрителям совершенно новую, оригинальную трактовку бессмертного произведения.
В рамках культурного обмена между Марселем и Санкт-Петербургом Театр Турски принял у себя фестиваль «Петербургский сезон» — собрание спектаклей, представляющих современные тенденции русской драмы. «Петербургский сезон» был создан по инициативе Виктора Менькова, который каждый год проводит этот фестиваль в одном из европейских городов. В этом году в качестве культурной столицы Европы был выбран Марсель. Фестиваль «Петербургский сезон» начался с гала-концерта в Марсельской опере. Затем на сцене Театра Турски прошли спектакли лучших театров Санкт-Петербурга. Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, «Русская антреприза» им. Андрея Миронова, «Приют комедианта» и театр «Мастерская» представили спектакли «Дама с собачкой» и «Палата №6» Чехова, «Женитьба Бальзаминова» Островского и «Лир» — неожиданную интерпретацию пьесы Шекспира. Мнения зрителей, конечно же, разделились. Кажется, что «Палата №6» собрала все голоса, «Дама с собачкой» и «Женитьба Бальзаминова» также были хорошо приняты. «Лир», напротив, будучи гвоздём программы фестиваля по своей провокационной дерзости, кажется, не оправдал надежд. Автор постановки Богомолов наполнил спектакль фразами Ницше и Шаламова с целью актуализировать смысл пьесы Шекспира, намекая на кровавую историю недавней России.
Юрий Башмет завершит четырехлетнюю культурную Олимпиаду и объединит музыку, театр, кино и изобразительное искусство. 6 февраля 2014 г. концерт-открытие состоится в Зимнем театре в г. Сочи. На сцене выступят российские исполнители разных поколений. Зрители услышат рапсодию на тему Паганини, где солистом выступит Денис Мацуев, увертюру по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», арию Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» и другие композиции.
Государственному русскому драматическому театру им. Ф. М. Достоевского (г. Семей, Казахстан) не откажешь в оригинальности. Коллектив несет искусство в массы уже не только со сцены, но и с крыши своего здания. Зрители заинтригованы, какова же будет долгожданная премьера?! Первой премьерной постановкой 2014 года станет международный проект «Ромео и Джульетта»!
Вышел в свет новейший перевод великой трагедии У. Шекспира «Король Лир», выполненный, пожалуй, лучшим из современных переводчиков англоязычной поэзии, лауреатом Бунинской премии (Большая премия в номинации «Поэтический перевод») Григорием Михайловичем Кружковым.
Вы по-прежнему считаете, что в Театр кукол нужно ходить только с малышами? Тогда освободите время вечером 13 или 14 февраля 2014 г. и сходите в Театр кукол Республики Карелия на премьерный спектакль для взрослых «По Шекспиру». Это спектакль-суд. Слушаются три известных дела: «Гамлет», «Макбет» и «Король Лир». Обвиняемый — великий драматург Уильям Шекспир, который своим пером довел героев до помешательства и смерти. Свидетель обвинения — бедный Йорик: когда-то славный шут отца Гамлета, потом — пустая черепушка в руках Гамлета-сына, теперь — по ту сторону жизни и смерти — он вырастает до непобедимого балаганного шута, злого остряка Петрушки.
«Седьмая студия» Кирилла Серебренникова в марте 2014 г. отправится на большие гастроли во Францию. Об этом режиссер и художественный руководитель Гоголь-центра рассказал «Ленте.ру». Артисты покажут два спектакля из репертуара Гоголь-центра, поставленных французским режиссером Давидом Бобе: «Гамлет» Шекспира и «Метаморфозы» Овидия. В создании последнего спектакля принимал участие Кирилл Серебренников. Также на гастроли поедет постановка Серебренникова «Сон в летнюю ночь».
В этом году весь мир будет отмечать 450-летие со дня рождения Уильяма Шекспира. Понятно, что центральные события будут происходить в Лондоне, на южном берегу Темзы в шекспировском театре «Глобус».
В апреле 2014 г. мир будет отмечать юбилей со дня рождения величайшего английского поэта и драматурга. В преддверии этого юбилея Ульяновский Театр юного зрителя «Nebolshoy театр» открыл новый проект — Первый открытый молодёжный «Шекспировский марафон». Инициативу Театра поддержали губернатор — председатель Правительства Ульяновской области С. И. Морозов, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, Фонд «Ульяновск — культурная столица».
Театральный киносезон продолжается: в феврале в Екатеринбурге можно будет увидеть спектакли «Двенадцатая ночь», «Ричард II», «Фальстаф» и другие. В уральской столице продолжаются показы знаменитых театральных постановок Королевского национального театра, Шекспировского театра «Глобус», Королевской Шекспировской компании; Метрополитен Опера и Большого театра.
8 февраля 2014 г. в Лондоне открывается выставка «Шекспир: величайший драматург». К 450-летию Уильяма Шекспира, которое широко отмечают в этом году, лондонский музей Виктории и Альберта организовал крупную мультимедийную выставку. Она основана на Первом фолио (термин обозначает первое собрание пьес Уильяма Шекспира, изданное Джоном Хемингом и Генри Конделом в 1623 году).
Нынешний театральный сезон уже получил название «Шекспировский». «Отелло» в «Сатириконе», «Мера за меру» в Пушкинском, «Гамлет» сразу в трех столичных театрах. В Et Cetera тоже решили взяться «за Вильяма нашего, Шекспира».
Государственная академическая симфоническая капелла России под руководством Валерия Полянского в рамках продолжающийся торжеств, приуроченных к 200-летию Джузеппе Верди, 24 января 2014 г. показала московской публике новую масштабную работу. В концертном исполнении на сцене Концертного зала им. Чайковского прозвучала опера «Макбет», довольно редко вспоминаемое в России, хотя и популярное на западной сцене произведение.
29 января 2014 г. в «Театре Луны» в 150-й раз сыграли музыкальный спектакль «Лиромания», поставленный художественным руководителем театра Сергеем Прохановым по мотивам старинных британских легенд и знаменитой трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир».
На двух крупнейших краудфандинговых платформах — Kickstarter и Indiegogo — уже немало проектов, посвященных Шекспиру и его современникам, успешно собрали необходимую сумму. О некоторых из них мы рассказывали, например, об интерактивном комиксе Райана Норта по шекспировскому «Гамлету» или о видеоадаптации сонетов Шекспира. Попробовать силы в краудфандинге решил и The Shakespeare Standard — крупнейший англоязычный новостной сайт, посвященный Шекспиру и его современникам.
По словам немецкого ученого-шекспироведа Хильдегард Хаммершмидт-Хуммель (Hildegard Hammerschmidt-Hummel), ею были обнаружены два до сих пор неизвестных изображения великого английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира. Как значится в сообщении, профессору, по ее данным, удалось доказать подлинность посмертной маски Шекспира, которая была привезена в Майнц в 1775 году коллекционером Францем фон Кессельштаттом (Franz von Kesselstatt).
Во «Сне…» в причудливом лесу подсознанья обитают причудливые персонажи и витают заблудшие души. К ним — погружённым в томную негу влюблённым, феями и эльфам, царствующим особам и афинским простолюдинам приходят удивительные виденья… заканчивающиеся тремя свадьбами. В сновидениях? Наяву? В мечтах? Чтоб найти ответ, достаточно открыть глаза, проснуться, выбраться из одурманивающей пелены и, наконец, научиться жить. Но… невозможно отделить реальный мир от грёз.
Фелисити Джонс («Воспоминания неудачника», «Как сумасшедший») сыграет главную роль в спин-оффе к бессмертной истории Уильяма Шекспира о Ромео и Джульетте, сообщает Empire.
В честь 450-летия Уильяма Шекспира Тюменский драматический театр ставит его волшебную комедию «Сон в летнюю ночь». Над спектаклем работает режиссёр Михаэль Теплицкий.
Сегодня, 31 января 2014 г., в театре «Красный факел» — премьера пьесы классика британской драматургии «Укрощение строптивой». Поставил её хорошо известный новосибирской публике режиссёр Владимир Золотарь. Это уже четвёртая его работа в «Красном факеле». Которая, вероятно, расколет публику на два лагеря.
Сегодня в Ульяновске стартовал первый Открытый молодежный Шекспировский марафон. Он посвящен 450-летию со дня рождения прославленного драматурга.
Как это не печально, но участь большинства старых книг — пылиться на библиотечных полках или продаваться за бесценок в лавках букинистов. Художник Терри Бордер (Terry Border) решил вдохнуть новую жизнь в старые издания. При помощи обыкновенной проволоки он превратил книги в мягком переплете в… настоящие скульптурные миниатюры. Среди работ Терри Бордера можно увидеть скульптуры, созданные из книг Брэма Стокера, Зигмунда Фрейда, Шекспира и других писателей. Всего коллекция насчитывает 19 произведений. Художник говорит, что не планирует останавливаться на достигнутом и готов к дальнейшим экспериментам. Он не считает свое увлечение издевательством над книгами, напротив, уверен, что так возвращает их к жизни. Возможно, остроумные скульптуры заинтересуют потенциальных читателей, а значит, бессмертные творения классиков вновь и вновь будут востребованы у наших современников.
Лондонский театр «Глобус», который был прославлен еще Шекспиром, приедет в Екатеринбург. Как минимум один спектакль в гастрольной программе британцев уже подтвержден — «Сон в летнюю ночь» по пьесе Уильяма Шекспира.
Сегодня, 30 января 2014 г., в 18:00 в «Nebolshom театре» стартует I Открытый молодежный Шекспировский марафон, посвященный 450-летию со дня рождения великого драматурга, «Шекспир 24 часа». В преддверии этой юбилейной даты в ульяновском ТЮЗе начинается новый проект, поучаствовать в котором могут все творческие люди региона в возрасте от 14 до 35 лет независимо от профессии.
Новосибирский государственный академический театр «Красный факел» в пятницу представит премьеру комедии одного из величайших драматургов всех времен и народов Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». Ставит ее режиссер Владимир Золотарь в содружестве с художником Олегом Головко.
Воронежцы увидят выступления британского Шекспировского театра «Глобус», «Шотландский перепляс» Мэтью Боурна и другие всемирно известные постановки в рамках турне перекрестного года культуры в России и Великобритании по регионам нашей страны. На воронежской сцене планируется выступление лондонского Шекспировского театра «Глобус» со спектаклем «Сон в летнюю ночь». «Бурю» и «Двенадцатую ночь» покажет лондонский театр «Чик Бай Джаул». Также британское сценическое искусство представят театры «Сэдлерс Уэллс» и «Гекко» в постановках «StillCurrent» и «Вспоминая утраченное». Кроме того, хореографическое мастерство покажут артисты балета «Шотландский перепляс» Мэтью Боурна.
Благодаря усилиям американского актера Сэма Уонамейкера в Лондоне открылся еще один шекспировский театр.
Студент Дж. Натан Матиас использовал популярное приложение для Android в сочетании с часто используемыми словами из сонетов Шекспира и получил алгоритм, способный генерировать поэзию, которая вполне может конкурирорвать с творениями классика.
Постановки лучших театров Великобритании пройдут на воронежской сцене в рамках Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова. В оргкомитете фестиваля поясняют, что в регионах будут показаны постановки Шотландского балета и «Сон в летнюю ночь» шекспировского «Глобуса», «Двенадцатая ночь» и «Буря» Шекспира в постановке Деклана Доннеллана.
Только в Кинозалах ЦУМа можно было посмотреть известный киноспектакль по пьесе У. Шекспира «Ричард II». Постановка Королевской Шекспировской компании, максимально приближенная к оригиналу, проникнута тонким английским юмором, не лишена местами комичности и в то же время отнюдь не снижает драматизма исторической фигуры Ричарда II; образы героев ювелирно созданы актёрами; сценографика настолько современна, что эпоха последнего средневекового короля Англии не ощущаются древнейшей историей.
В воскресенье, 2 февраля 2014 г., в 19:00 в Театре Наций покажут премьеру сезона — спектакль «Укрощение строптивой» по комедии Уильяма Шекспира. Режиссером постановки стал Роман Феодори, а в главных ролях Катарины и Петруччо заняты Чулпан Хаматова и Рустам Ахмадеев.
В Березниковском драматическом театре готовится новая премьера. Труппа, как было сказано в фильме «Берегись автомобиля»: «Замахнулась на Вильяма, нашего Шекспира». В конце февраля на суд зрителей будет представлен спектакль «Как вам это понравится». Режиссёр-постановщик — Андрей Шляпин (Москва), поставивший на сцене БДТ один из самых кассовых спектаклей — «Барышня-крестьянка».
Перекрёстный Год культуры Великобритании и России начался незаметно. Большинство просто не обратило на происходящее внимания. И в этом есть смысл, потому что всё это формальности. Не пустые, но формальности. В МХТ им. Чехова наконец-то поставили шекспировского «Гамлета» с Евгением Мироновым. Но называется спектакль не «Гамлет», а «Гамлет / Коллаж».
Британская писательница Хилари Мэнтел по заказу Лондонской национальной портретной галереи создаст литературный портрет Томаса Кромвеля. К проекту Лондонской национальной портретной галереи также подключилась А. С. Байетт, автор книг «Обладать» и «Детская книга» — она создаст портрет Джона Донна. Бен Окри, британский писатель нигерийского происхождения, напишет литературный портрет Шекспира.
24 января 2014 г. в рамках проекта «Открытая сцена» состоится премьера спектакля «Шекспир. Призраки и ведьмы» в постановке С. Аронина.
Алексей Бартошевич о спектакле «Гамлет | Коллаж» Робера Лепажа и Евгения Миронова в Театре наций: «В начале перед нами открывается “бездна, звезд полна”. В ней неведомо на чем висит плоский квадрат. Он приходит в движение и оказывается кубом, похожим на некий космический аппарат из фильма-фэнтези или, быть может, на образ нашей планеты, затерянной в бесконечности космоса. Кажется, что куб ни к чему не прикреплен, висит в пустоте и управляется какой-то тайной силой. Он вращается, повертываясь разными гранями, в нем распахиваются и с гулким грохотом захлопываются двери, открываются какие-то люки, отверстия, откуда выползают разные предметы вплоть до зеркала или умывальника, стоя у которого, Гамлет пробует взрезать себе вены…»
Норвежский писатель Ю Несбе займется переложением пьесы Шекспира «Макбет» в прозу. Об этом сообщает «Би-Би-Си».
Художественный руководитель проекта «Самый добрый театр» Сергей Аронин (режиссёрский факультет РАТИ-ГИТИС, мастерская Е. Каменьковича и Д. Крымова) — человек молодой, мультиталантливый и энергичный, а молодости свойственен лучезарный взгляд на вещи. Свободный и ничем не сдерживаемый творческий полет юного жизнелюбца превращает высокий и немного тяжеловесный трагизм великих шекспировских произведений в бесшабашную «легкость бытия». «Шекспир. Призраки и ведьмы». Вынести в заглавие и сделать главными героями всегда второстепенных персонажей — значит, посмотреть на вечное с изнанки, препарировать пьесы с энтузиазмом экспериментатора.
Группа студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема (город Биробиджан) сдала зачёт в необычной форме. «Страсти» разыгрались на факультете филологии, истории и журналистики. Будущие переводчики решили блеснуть знаниями в дисциплинах «История английской литературы» и «Практика устной и письменной речи английского языка» в необычной форме: поставить пьесу «Король Лир» (первый акт) и продекламировать сонеты Шекспира в оригинале.
Это экранное оперное действо захватывает сразу, с первых же тактов музыки, и не отпускает на протяжении всего спектакля. При этом как слушатель и зритель настолько проникаешься величием музыки, настолько увлекаешься замечательно выстроенной постановочной «картинкой», настолько легко принимаешь режиссерскую трактовку (пусть даже и намеренно не вписывающуюся в исторические рамки Шекспира), настолько восхищаешься крупноплановой подачей изумительно ярких актерских образов, наконец, настолько подпадаешь под «скромное очарование» последней оперы одного из величайших колоссов итальянского музыкального театра XIX века, что даже и не замечаешь, что первые два действия (два из трех) пролетают без антракта буквально, как один миг… Роберт Карсен, один из известных современных режиссеров-«прикольщиков», даже перенеся действие в атмосферу ретро 50-годов и некой обобщенно-европейской условности, сумел создать очень добрый, тонкий и умный спектакль, который ухитрился рассказать именно ту историю, которую заложили в партитуру композитор Джузеппе Верди и либреттист Арриго Бойто, в свою очередь опиравшийся на мотивы двух произведений Шекспира — комедии «Виндзорские проказницы» и хроники «Генрих IV».
Московские подмостки уже в предвкушении года Шекспира — 23 апреля великому барду стукнет 450. Правда, чествовать юбиляра начали загодя — да так широко, что подарки вручили до срока. Анонсированные премьеры по пьесам классика, по большей части, уже состоялись. Зато Театр Наций готовит грандиозный праздник. В день рождения драматурга сюда приглашают… поспать. Точнее — присоединиться ко «Сну в юбилейную ночь» вместе с шекспироведами и актерами. Круглосуточное мероприятие объединит лекции и мастер-классы, кинопоказы и перформансы.
Новая премьера Тамбовского драматического театра по пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», но в оригинальном переводе Аркадия Застырца в постановке Николая Елесина.
Для внимательного читателя сама поэма «Времена года» Кристионаса Донелайтиса даёт много ответов на вопросы о жизни пастора, но в тоже время задаёт и новые загадки. Например, читал ли Донелайтис Шекспира. Романас Санапедис обращает внимание на любопытный факт: Донелайтис в своём произведении несколько раз употребляет слово «доллар», весьма необычное для своего времени.
«Сон в летнюю ночь» называют самой романтической комедией Шекспира. Она — своеобразный «чемпион» по количеству влюбленных персонажей. И этот калейдоскоп любовных историй является движущей силой нового мюзикла в театре «Буфф» в постановке народного артиста России Исаака Штокбанта.
В январе 2014 г. в кинотеатре «Факел» Комсомольска-на-Амуре зрителям будут представлены две театральных постановки из Великобритании. Обе будут, конечно же, демонстрироваться в записи. Зрителям будет представлена постановка Королевской Шекспировской компании (RSC) «Ричард II» и постановка Королевского национального театра «Франкенштейн: Камбербэтч». Спектакли будут демонстрироваться на английском языке с русскими субтитрами.
Главный юбиляр года — Уильям Шекспир. Быть или не быть в нашей стране торжествам в честь самого продаваемого драматурга на планете? Конечно, быть! Два «Отелло» — в «Сатириконе» от режиссера Юрия Бутусова и танцевальный перформанс в Театре Вахтангова, «Укрощение строптивой» в Театре Наций с Чулпан Хаматовой, совместный проект Театра Пушкина и английского Cheek by Jowl — «Мера за меру» от Деклана Доннеллана — низкий поклон имениннику от российских театров.
«Театр Наций» выпустил долгожданный спектакль с худруком в главных ролях — «Гамлет | коллаж». Вокруг премьеры с самого начала возник модный ореол. Еще бы: ставит один из популярнейших режиссеров мира, к тому же Лепаж обычно не соглашается работать в театрах на стороне. Заинтересовал и подход — все роли исполняет один актер, вдобавок у нас любимый. Евгений Миронов держал интригу и скромно отмалчивался. О постановке, анонсированной полтора года назад, рассказал только, что, мол, задача стоит трудная. Не больше не меньше — попрать законы гравитации. Такого на московских подмостках еще не случалось.
Основатель компании Ex Machina Робер Лепаж дебютировал на российской сцене спектаклем «Гамлет | Коллаж» в столичном Театре наций. Текст Алексея Бартошевича о едва ли не самой ожидаемой премьере последних лет, в которой худрук Театра наций Евгений Миронов играет всех героев шекспировской трагедии в одиночку, читайте сразу после январских праздников, а пока COLTA.RU публикует беседу Робера Лепажа с Дмитрием Ренанским — не только и не столько о новой постановке лауреата премии «Европа — театру», сколько о его творческом методе в целом.
«В первом акте мы ищем героя в сегодняшнем дне, в эпоху, когда пропала связь времен. И во время поисков этого героя мы сравниваем его с шекспировскими. Но, к сожалению, ничего не можем найти — все мелко, нет страстей», — рассказывает о спектакле режиссер Сергей Аронин.
В лекции доктора исторических наук, профессора, заведующей кафедрой всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ Наталии Ивановны Басовской анализируется судьба основоположника династии Ланкастеров Генриха IV, одного из «шекспировских королей». Лектор сопоставляет историческую реальность Англии эпохи позднего Средневековья и художественно-психологический портрет Генриха IV, представленный в двух трагедиях Уильяма Шекспира.
COLTA.RU запускает новый спецпроект «Шекспировский сезон Алексея Бартошевича», приуроченный к грядущему в будущем году 450-летию Великого Барда: один из крупнейших в мире специалистов по творчеству Шекспира, корифей отечественного театроведения Алексей Бартошевич любезно согласился делиться с нами своими размышлениями о премьерах ключевых отечественных (и не только) спектаклей, поставленных в юбилейный сезон по шекспировским пьесам. Своеобразным прологом к этому спецпроекту стал текст об «Отелло» Юрия Бутусова, на очереди — комментарий к премьере Театра наций «Гамлет/Коллаж» в режиссуре Робера Лепажа и размышления о заполонивших столичную сцену постановках трагедии о принце датском. Открывает же «Шекспировский сезон Алексея Бартошевича» текст о спектакле, уже признанном столичной критикой одной из вершин уходящего театрального года, — постановке комедии «Мера за меру», осуществленной выдающимся английским режиссером Декланом Доннелланом в московском Театре имени Пушкина.
Разочарованный — в отличие от американской критики — ромкомом Джосса Уидона «Много шума из ничего» (все то же, что у Шекспира, только в наши дни, на вечеринке у бассейна, и Конрад уже не слуга дона Хуана, а его любовница), Егор Москвитин вывел несколько правил удачной экранизации Шекспира. Мы уверены, что они не утратят актуальности и в наступающем году, где нас ждут «Король Лир» с Аль Пачино, триллер-перелицовка «Макбета» с Шарлоттой Генсбур и почти канонический «Макбет» с Майклом Фассбендером и Марион Котийяр, сериал в духе «Гамлета» «Сыны Америки» (про клан вроде Кеннеди), а также спин-офф «Ромео и Джульетты» «Розалина» (про девушку, которую Р. бросил перед тем, как приударить за Дж.).
Вдохнуть жизнь в историческую хронику Уильяма Шекспира о походе Генриха V во Францию во время Столетней войны взялся Майкл Грэндэдж. На главную роль в пьесе «Генрих V» режиссер взял Джуда Лоу и не прогадал. Британские театральные критики уже высоко оценили игру актера. Обозреватель Telegraph Чарльз Спенсер: «Джуд Лоу, невысокого роста и с залысинами, сначала не тянет на героя. Но, похоже, это одно из самых ярких и точных изображений Генриха V, которые я когда-либо видел. Он сочетает в себе трогательное остроумие и пугающую жестокость. А чего стоят его замечательные, взбадривающие речи, красноречивые обращения к войскам в канун Битвы при Азенкуре».
7 декабря 2013 г. на сцене Альметьевского татарского драматического театра состоялась премьера спектакля «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира в постановке санкт-петербургского режиссера Искандэра Сакаева. Перевод пьесы осуществил поэт Рузаль Мухаметшин.
Сегодня и завтра в драматическом театре Нижнего Тагила снова ожидают полный зал — все билеты на премьеру спектакля «Сон в летнюю ночь» Татьяны Захаровой проданы. Тем более есть на что посмотреть. 3 часа театрального действа, 20 артистов, канаты, на которых летают актёры, многоярусная площадка и фонтан — в нем плещутся и окунают друг друга персонажи комедии. Спектакль получился очень динамичным, актеры практически не стоят на месте, они танцуют, ползают, дерутся, бегают, падают со сцены и даже во сне герои продолжают удивлять своей пластикой.
6 декабря 2013 г. в 19:00 в рамках проекта «Алмазный фонд отечественной культуры» состоится лекция А. В. Бартошевича «Шекспир был». На ней будет представлен полный обзор творчества Шекспира с показом видеофрагментов из лучших шекспировских спектаклей XX века и последних лет, а также яркие интерактивные перформансы молодых артистов. Слушатели смогут лично пообщаться с ведущим театроведом страны и задать интересующие их вопросы.
В издательстве «Артист. Режиссер. Театр» вышел в свет русский перевод книги Джона Довера Уилсона “The Essential Shakespeare: A Biographical Adventure” («Истинный Шекспир. Биографическое приключение»).
Новый образовательный интернет-проект FutureLearn объединил ведущие британские и международные университеты. Проект должен составить достойную конкуренцию коллегам, которые уже несколько лет стремительно занимаются созданием массовых открытых онлайн-курсов (МООС — Massive Open Online Courses), прежде всего Coursera и edX. Не случайным представляется то, что среди первых 30 бесплатных онлайн-курсов нового проекта FutureLearn два посвящены изучению творчества Уильяма Шекспира.
В последние дни ноября в Киеве состоялась премьера новой театральной постановки «Гамлет. Вавилон». Театральными подмостками для спектакля стал павильон № 3 «Театр-студия киноактера» Киностудии им. А. Довженко. Реализация проекта стала возможной при поддержке программы «и3» Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины», ФСМ «ГогольFest» , Посольства Швейцарии в Украине и Культурного фонда города Женева.
На сцене экспериментального «Гоголь-центра» ставят «Гамлета». На этот раз на Шекспира замахнулся французский режиссер Давид Бобе: он превратил сцену в морг и залил водой. К таким экспериментам столичным театралам, конечно, не привыкать, но все равно получилось жутко. На протяжении всех трех часов, а именно столько идет спектакль, зрители ежились и вздрагивали. Триллер о принце датском одной из первых посмотрела корреспондент «МИР 24» Елена Шарова.
Новый — для России второй по счету — сезон показов британских спектаклей на экранах кинотеатров мира приурочен к юбилею Уильяма Шекспира, и часть его программы торжественно именуется поэтому Шекспировским театральным фестивалем. Основу его составили спектакли National Theatre и «Глобуса» (их можно посмотреть уже сейчас), обещаны также совсем новый «Ричард II» RSC и «Кориолан» театра Donmar Warehouse (премьера которого еще только должна состояться).
15 ноября 2013 г. в рамках Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» прошел симпозиум «Тезаурусный анализ мировой культуры». Участники симпозиума представили научные доклады, освещающие результаты проводимых ими научных проектов, в которых был использован общегуманитарный тезаурусный подход. Научный коллектив Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ выступил с докладом-презентацией «“Современники Шекспира” в проектах digital humanities».
3–5 октября 2013 г. в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) проходила Международная научно-практическая конференция «Науки о культуре в перспективе „digital humanities“». Конференция проводилась при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект № 13-03-14017).
Премьера шекспировского «Отелло» в столичном «Сатириконе» предсказуемо стала одним из самых обсуждаемых событий московской театральной осени. По просьбе COLTA.RU своим мнением о новом спектакле Юрия Бутусова поделился главный шекспировед страны, корифей отечественного театроведения Алексей Бартошевич.
Шекспировская комиссия РАН поздравляет Ивана Ивановича Чекалова с 80-летием.
В БД «Русский Шекспир» в раздел «В оригинальном творчестве» добавлено стихотворение И. А. Бродского «13 очков, или стихи о том, кто открыл Америку» [«Шекспир открыл Америку»: игра в стихах «13 очков»], опубликованное в журнале «Костёр» в декабре 1966 г. (№ 12).
Приглашаем Вас принять участие в Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2014: Шекспир в русско-английском культурном диалоге» (г. Москва, 14–18 сентября 2014 г.).
С 23 по 26 сентября 2013 г. в г. Казани проходила Международная научная конференция «Национальное и конфессиональное в английской и русской литературе и культуре». Ее организаторами выступили кафедра зарубежной литературы Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета и Российская ассоциация преподавателей английской литературы.
В Москве и еще в двадцати четырех городах России открылся Шекспировский театральный фестиваль. В течение сезона к нам приедут одиннадцать известных постановок из Англии. Гастролеры щедры и неприхотливы. Каждый спектакль играют раз по пять и с неизменным успехом — на широких экранах. Фестиваль приурочен к 450-летию английского классика. Серию кинопоказов открыл «Генрих V» из «Глобуса» — того самого, где играл Шекспир. Почти. Театр был восстановлен в 1997 году. И устроен, как в XVI веке: без искусственного освещения, под открытым небом и со стоячим партером. «Культура» поговорила с худруком «Глобуса» — Домиником Дромгулом.
Увидела свет в новой интерпретации трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет. Принц Душевной Смуты» в переводе Ашота Сагратяна, обладателя Золотой Пушкинской медали. В послесловии переводчика читатель найдет объяснение новому подходу к шекспировской трагедии.
12 октября 2013 г. в 3 учебном корпусе Московского гуманитарного университета в рамках Всероссийского Фестиваля науки прошла открытая лекция доктора философии (PhD), кандидата филологических наук, ученого секретаря Шекспировской комиссии при Научном совете «История мировой культуры» Российской академии наук Николая Владимировича Захарова «Шекспир и новые информационные технологии в интернет-проектах МосГУ». В своей лекции-презентации исследователь осветил современные тенденции в исследованиях шекспировской эпохи, которые характеризуются активным применением новейших цифровых технологий в изучении наследия английского драматурга и его современников.
Сегодня, 22 октября 2013 г., в день 143-летия со дня рождения И. А. Бунина в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоялась церемония награждения Бунинской премией. В торжественной обстановке подведены итоги IX конкурса, который в 2013 г. проводился в номинации «Художественная проза». Как и в прошлые годы, конкурс привлек большое внимание писателей, литературных журналов, издательств, электронных СМИ. Председатель Попечительского совета Бунинской премии ректор университета, профессор Игорь Михайлович Ильинский и Председатель Жюри конкурса на соискание этой премии Народный артист России Святослав Игоревич Бэлза вручили премии новым лауреатам.
16 октября 2013 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством известного деятеля культуры Народного артиста России Святослава Бэлзы. На заседании были подведены итоги конкурса на соискание Бунинской премии, который в этом году проводился по номинации «Художественная проза».
В прокат выходит очередная экранизация «Ромео и Джульетты». Мы попросили шекспироведа разобраться, нужно ли сегодня ставить Шекспира, и если да, то как.
К премьере «Отелло» Юрия Бутусова мы собрали новинки, которыми московские театры намерены встретить 450-летие драматурга.